Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Заказчик заключил контракт на разработку локального сметного расчета с лицом, являющимся родственником руководителя учреждения - заказчика. Является ли это нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?

Заказчик заключил контракт на разработку локального сметного расчета с лицом, являющимся родственником руководителя учреждения - заказчика. Является ли это нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) одним из требований, которое заказчик обязан установить к участникам закупки при ее осуществлении, является отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимаются, в частности, случаи, когда руководитель заказчика состоит в браке с физическими лицами, входящими в органы управления юридических лиц - участников закупки, или с физическими лицами - участниками закупки либо относится к близким родственникам (родственникам по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братьям и сестрам), усыновителям или усыновленным указанных физических лиц.
Частью 22 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Из этой нормы следует, что такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика любой выгоды для себя или третьих лиц.
В п. 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016) сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой государственный (муниципальный) контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным как нарушающий прямо выраженный законодательный запрет (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Таким образом, если в рассматриваемом случае руководитель заказчика является близким родственником исполнителя по контракту о подготовке локального сметного расчета, такой контракт был заключен неправомерно. Это обстоятельство является основанием для признания контракта ничтожным и применения последствий его недействительности (ст. 167 ГК РФ).
Вместе с тем ст. 167 ГК РФ не устанавливает такого последствия недействительности договора о выполнении работ, как непригодность результата этих работ для использования в соответствии с его назначением. Локальный сметный расчет как таковой не является сделкой (ст. 153 ГК РФ) и не может быть признан недействительным. Хотя следует заметить, что в судебной практике имеются примеры, когда суд признавал недействительным согласование и утверждение заказчиком локальных сметных расчетов на отдельные работы (постановление Семнадцатого ААС от 23.03.2015 N 17АП-1146/15).
Поэтому вопрос о последствиях исполнения договора о подготовке локального сметного расчета, заключенного в нарушение требований Закона N 44-ФЗ о предупреждении конфликта интересов, не является однозначным. На наш взгляд, ничтожность такого договора сама по себе не свидетельствует о том, что локальный сметный расчет непригоден для целей его использования, в частности, для определения и обоснования цены контракта на выполнение подрядных работ. Заключение договора о подготовке такого расчета при наличии конфликта интересов между заказчиком и участником закупки могло привести, в частности, к ограничению количества участников закупки, способных выполнить эту работу, но не обязательно свидетельствует о том, что локальный сметный расчет содержит искаженные данные.
Заинтересованное лицо, полагающее, что составление локального сметного расчета родственником руководителя заказчика привело к искажению начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, что нарушает права или законные интересы этого лица, вправе обратиться в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

26 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.