Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Согласно п. 16.1.1 Положения о закупке, утвержденного заказчиком, у единственного поставщика могут осуществляться закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и отсутствует альтернатива поставщику (подрядчику, исполнителю). В рамках услуги по отправке EMS отправлений будет осуществляться пересылка письменной корреспонденции в пределах РФ. Возможно ли заключение договоров как с единственным поставщиком услуг почтовой связи, отправки ЕМС отправлений и почтовых марок с Почтой России по п. 16.1.1 Положения о закупках товаров, работ услуг и согласно Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"?

Согласно п. 16.1.1 Положения о закупке, утвержденного заказчиком, у единственного поставщика могут осуществляться закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и отсутствует альтернатива поставщику (подрядчику, исполнителю). В рамках услуги по отправке EMS отправлений будет осуществляться пересылка письменной корреспонденции в пределах РФ.
Возможно ли заключение договоров как с единственным поставщиком услуг почтовой связи, отправки ЕМС отправлений и почтовых марок с Почтой России по п. 16.1.1 Положения о закупках товаров, работ услуг и согласно Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если закупка почтовых марок и услуг по отправке EMS отправлений оказываются заказчику в рамках услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции, заказчик вправе осуществлять такую закупку на основании 16.1.1. Положения о закупке. В противном случае закупка должна осуществляться на основании иных пунктов положения о закупке.

Обоснование вывода:
I. Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке (ст. 3.6 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", далее - Закон N 223-ФЗ).
Субъектом естественной монополии согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Исчерпывающий перечень сфер деятельности, в которых существуют условия естественных монополий, дан в п. 1 ст. 4 этого Закона. К таким сферам отнесены, в частности, услуги общедоступной почтовой связи.
ФГУП "Почта России" является субъектом естественной монополии в сфере общедоступной почтовой связи. На настоящий момент оно включено в этом качестве в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль*(1).
К видам деятельности, осуществляемым субъектом естественной монополии в сфере общедоступной почтовой связи, относятся: пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и передача внутренней телеграммы (п. 1, п. 2 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи").
Отметим, что законодательством не установлено запретов либо ограничений на оказание субъектом естественных монополий помимо услуг, указанных в Перечне, иных, "конкурентных", услуг. Поэтому ФГУП "Почта России" вправе оказывать услуги, не относящейся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, например, продажу канцелярских товаров, марок и маркированных конвертов, в том числе в розницу.
Следовательно, полагаем, если реализация марок и маркированных конвертов происходит в составе общедоступных услуг связи, оказываемых ФГУП "Почта России", такая закупка может квалифицироваться как закупка у субъекта естественных монополий и, соответственно, может осуществляться у единственного поставщика (смотрите, например, письмо ФАС России от 29.11.2016 N РП/82541/16)*(2). Если же осуществляется закупка марок и маркированных конвертов самих по себе, отдельно от услуг по пересылке внутренней корреспонденции, осуществлять такую закупку на основании п. 16.1.1. Положения о закупке заказчик не вправе (письмо Минфина России от 28.08.2017 N 24-02-05/55137).
II. Ни Законом N 147-ФЗ, ни постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 не определено, относятся ли услуги по отправке EMS отправлений к видам деятельности, осуществляемым субъектом естественной монополии в сфере общедоступной почтовой связи. Однако, по смыслу положений раздела 3 и 9 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п, внутреннее отправление EMS является одним из видов почтовых отправлений, наряду с письмами, почтовыми карточками и бандеролями, пересылаемым в пределах Российской Федерации с помощью экспресс-почты.
Как показывает практика, услугами естественной монополии не признается доставка международных отправлений EMS (смотрите Тему 4 Обзора судебной практики....., май 2017), решение ФАС России от 8 августа 2016 г. N К-1284-16, постановление Девятого ААС от 03.08.2017 N 09АП-22992/17). Аналогичных решений в отношении услуг по доставке внутренних отправлений EMS нами не обнаружено. Поэтому, на наш взгляд, как и в случае с закупкой почтовых марок, если услуги по отправке EMS отправлений оказываются заказчику в рамках услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции, заказчик вправе осуществлять такую закупку на основании п. 16.1.1. Положения о закупке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

27 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Информация об этом содержится на официальном сайте ФАС России (https://fas.gov.ru/documents/602570). Смотрите также Справку о реестрах субъектов естественных монополий.
*(2) Здесь и далее по тексту мы считаем уместным ссылаться на разъяснения и правоприменительную практику по вопросам осуществления закупок у ФГУП "Почта России" в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как они касаются закупки услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, аналогичных указанным в вопросе, и вполне могут учитываться контролирующими органами при решении вопроса об ограничении конкуренции в рассматриваемой ситуации.