Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Срок выполнения работ по государственному контракту, заключенному по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ, истекает 30.09.2018. Срок действия контракта - до 30.11.2018. В процессе производства работ выявлена необходимость выполнения дополнительных объемов работ, однако заключение соответствующего дополнительного соглашения будет возможно только 30.10.2018 (после доведения дополнительных лимитов финансирования). Контрактом предусмотрена возможность изменения его условий в соответствии с законом. Возможно ли заключение дополнительного соглашения об увеличении объема работ по истечении срока выполнения работ по контракту, но до завершения срока действия контракта?

Срок выполнения работ по государственному контракту, заключенному по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ, истекает 30.09.2018. Срок действия контракта - до 30.11.2018. В процессе производства работ выявлена необходимость выполнения дополнительных объемов работ, однако заключение соответствующего дополнительного соглашения будет возможно только 30.10.2018 (после доведения дополнительных лимитов финансирования). Контрактом предусмотрена возможность изменения его условий в соответствии с законом.
Возможно ли заключение дополнительного соглашения об увеличении объема работ по истечении срока выполнения работ по контракту, но до завершения срока действия контракта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключение дополнительного соглашения о выполнении дополнительных работ и увеличении цены контракта на стоимость этих работ может быть квалифицировано как административное правонарушение.
Стороны не вправе заключить дополнительное соглашение об изменении сроков выполнения работ по контракту и срока действия контракта.
Само по себе истечение указанных сроков не препятствует исполнению предусмотренных контрактом обязательств и принятию такого исполнения заказчиком.
В случае нарушения сроков выполнения работ по вине подрядчика заказчик обязан потребовать от него уплаты пеней.

Обоснование вывода:
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается внесение изменений в контракт по соглашению сторон при наличии в документации о закупке и самом контракте условия о возможности изменения его условий, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. Одновременно допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10%.
При соблюдении перечисленных выше условий стороны вправе заключить соглашение об увеличении объема работ и цены контракта. То обстоятельство, что срок действия контракта истек, само по себе этому не препятствует*(1).
Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, в силу п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
За принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, ст. 15.15.10 КоАП установлена ответственность.
С объективной стороны административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП, выражается в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств в нарушение положений абзаца 3 ст. 162 и п. 3 ст. 219 БК РФ по состоянию на дату принятия бюджетных обязательств независимо от факта соблюдения получателем бюджетных средств требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, необходимость соблюдения которых предусмотрена положениями ст. 72 БК РФ (смотрите, в частности, п. 1.2.59 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014)*(1).
Соответственно, заключение дополнительного соглашения о выполнении дополнительных работ и увеличении цены контракта на стоимость этих работ может быть квалифицировано как административное правонарушение.
Во-вторых, из п. 1 ст. 432 ГК РФ, п. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) следует, что к существенным условиям любого контракта относятся, в частности, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств.
В силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ также установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Следовательно, условия о сроке выполнения работ по контракту и о сроке действия контракта могут быть изменены только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Возможность же изменения этих условий Законом N 44-ФЗ не предусмотрена*(2).
Невозможность изменения указанных условий не означает, что контракт не может быть исполнен по истечении указанного в нем срока действия (или срока исполнения обязательств). Сам по себе факт истечения указанных сроков не влечет прекращения обязательств сторон контракта, которые возникли из этого контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Ни одна норма закона не запрещает выполнение работ и их приемку за пределами предусмотренного контрактом срока. Иными словами, заказчик будет вправе (и обязан) принять надлежаще исполненное контрагентом и за пределами указанного в контракте срока действия (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-175)*(3).
Однако в случае нарушения контрагентом предусмотренного контрактом срока выполнения работ заказчик обязан направить подрядчику требование об уплате пени (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Исключить возникновение этой обязанности путем подписания какого-либо дополнительного соглашения к контракту (в том числе указанного в вопросе) стороны не могут. Разумеется, обязанность уплатить сумму пени возникнет у подрядчика лишь при наличии вины, то есть если сроки выполнения работы нарушены по обстоятельствам, зависящим от подрядчика (п. 2 ст. 330 ГК РФ, ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

28 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите об этом, например, в ответе на Вопрос: Как правильно закрыть контракты в конце года, которые заключены согласно п. 1, п. 8, п. 29 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Нужно ли заключать соглашение о расторжении контракта: а) если осталась неиспользованная сумма в пределах 10% от общей суммы контракта; б) если неиспользованная сумма превышает 10% общей суммы контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2016 г.).
*(2) Возможность изменения срока исполнения обязательств предусмотрена Законом N 44-ФЗ лишь для случая уменьшения ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В других случаях оснований для изменения определенных контрактом сроков выполнения работ, в том числе по соглашению сторон, не имеется (смотрите аналогичный вывод в документах судебной практики: постановление Тринадцатого ААС от 19.04.2017 N 13АП-1458/17, оставленное без изменения постановлением АС Северо-Западного округа от 28.07.2017 N Ф07-7026/17; постановление АС Московского округа от 07.08.2015 N Ф05-10477/15).
*(3) Смотрите также ответ на Вопрос: Возможно ли внести изменения в договор, тем самым продлив срок его действия, не нарушая положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Какие существуют варианты выхода из данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2017 г.).