Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Государственное учреждение заключает договоры поручения с физическими лицами, разрешающие от его имени и в его интересах оказать услуги по организации участия региональных делегаций в различных всероссийских мероприятиях. Заказчик в соответствии с договорами оплачивает исполнителям расходы (транспортные расходы, оплата организационных взносов и прочее) по участию делегаций в мероприятиях. Вознаграждение исполнителю условиями договоров не предусмотрено. Также договорами разрешается совершать от имени учреждения и в его интересах за вознаграждение следующие действия: проводить экспертизу проектов творческих (инновационных) работ, представляемых для участия в различных конкурсах и соисканиях премий, для молодых ученых и специалистов. Являются ли вышеуказанные расходы учреждения по своей сути закупками и, соответственно, подпадают ли под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?

Государственное учреждение заключает договоры поручения с физическими лицами, разрешающие от его имени и в его интересах оказать услуги по организации участия региональных делегаций в различных всероссийских мероприятиях. Заказчик в соответствии с договорами оплачивает исполнителям расходы (транспортные расходы, оплата организационных взносов и прочее) по участию делегаций в мероприятиях. Вознаграждение исполнителю условиями договоров не предусмотрено. Также договорами разрешается совершать от имени учреждения и в его интересах за вознаграждение следующие действия: проводить экспертизу проектов творческих (инновационных) работ, представляемых для участия в различных конкурсах и соисканиях премий, для молодых ученых и специалистов.
Являются ли вышеуказанные расходы учреждения по своей сути закупками и, соответственно, подпадают ли под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации возмещение расходов исполнителя, понесенных в связи с исполнением обязательств по договору поручения в интересах учреждения, свидетельствует об осуществлении закупки. Такая закупка должна осуществляться заказчиком с соблюдением порядка, установленного Законом N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ (далее также - Закон) данный нормативный акт регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (включая приобретение недвижимого имущества или аренду имущества) от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 2.1, 4, 4.1 и 5 ст. 15 Закона. По смыслу указанных норм любые возмездные гражданско-правовые договоры (контракты), за исключениями, предусмотренными ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, должны заключаться заказчиками с соблюдением порядка, установленного этим Законом. При этом если при осуществлении закупок заказчиком не расходуются денежные средства, положения Закона N 44-ФЗ не применяются (п. 4 письма Минфина России от 29.11.2017 N 24-01-10/79406).
Согласно п. 1 ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Доверитель, если иное не предусмотрено договором, обязан возмещать поверенному понесенные издержки (абзац 2 п. 2 ст. 975 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации в ходе исполнения договора поручения поверенный расплачивается за приобретенные товары (работы, услуги) собственными денежными средствами действуя от имени учреждения. Таким образом, по нашему мнению, возмещение расходов поверенного учреждением в связи с договором поручения, пусть и не предусматривающим выплаты вознаграждения исполнителю, может свидетельствовать об осуществлении учреждением закупки. Следовательно, указанные в вопросе договоры, заключаемые исполнителем, должны заключаться учреждением в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
Аналогичным образом, с соблюдением порядка, установленного Законом N 44-ФЗ, должна производиться закупка указанных в вопросе услуг по экспертизе проектов творческих (инновационных) работ.
Изложенное является нашим экспертным мнением. К сожалению, официальных разъяснений и (или) правоприменительной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

20 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.