Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Казённое учреждение по результатам электронного аукциона заключило государственный контракт на поставку полиграфической продукции. В соответствии с условиями государственного контракта на изготовление и поставку полиграфической продукции исполнитель должен направлять заказчику макеты такой продукции на согласование для последующей печати. Исполнитель должен был выполнить поставку до 31.07.2018, а срок действия контракта был установлен по 31.08.2018. Исполнитель в срок свои обязательства не выполнял. 28 августа 2018 года было принято решение об одностороннем расторжении контракта, которое направлено исполнителю. Согласно почтовым отметкам письмо с решением доставлено в почтовое отделение адресата 04.09.2018, 05.09.2018 на нем сделана отметка о неудачном вручении письма. В то же время исполнитель начал проявлять интерес в исполнении контракта: 05.09.2018 прислал макеты на согласование. Обязан ли заказчик в приведенной ситуации принимать товар и оплачивать его?

Казённое учреждение по результатам электронного аукциона заключило государственный контракт на поставку полиграфической продукции. В соответствии с условиями государственного контракта на изготовление и поставку полиграфической продукции исполнитель должен направлять заказчику макеты такой продукции на согласование для последующей печати. Исполнитель должен был выполнить поставку до 31.07.2018, а срок действия контракта был установлен по 31.08.2018. Исполнитель в срок свои обязательства не выполнял. 28 августа 2018 года было принято решение об одностороннем расторжении контракта, которое направлено исполнителю. Согласно почтовым отметкам письмо с решением доставлено в почтовое отделение адресата 04.09.2018, 05.09.2018 на нем сделана отметка о неудачном вручении письма. В то же время исполнитель начал проявлять интерес в исполнении контракта: 05.09.2018 прислал макеты на согласование.
Обязан ли заказчик в приведенной ситуации принимать товар и оплачивать его?

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты его принятия заказчик должен разместить в единой информационной системе (далее - ЕИС) и направить поставщику (подрядчику, исполнителю, далее - контрагент) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также иными способами, обеспечивающими получение заказчиком уведомления о вручении указанного решения контрагенту (ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ). Датой надлежащего уведомления контрагента о принятом решении признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту указанного решения либо дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента о таком решении (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Итак, в зависимости от обстоятельств датой расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения может являться:
- или одиннадцатый день с даты получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту указанного уведомления,
- или одиннадцатый день с даты получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по его адресу, указанному в контракте,
- или сорок второй день с даты размещения решения в ЕИС об отказе от исполнения контракта заказчика.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Иными словами, контракт считается расторгнутым в срок, определенный с учетом ч.ч. 12, 13 ст. 95 Закона 44-ФЗ в том случае, если контрагент в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления не устранит нарушение условий контракта, которые послужили основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе (смотрите письма Минфина России от 27.09.2017 N 24-03-08/6320, от 20.06.2017 N 24-02-08/38402).
В п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что для расторжения договора достаточно доставки поставщику сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. При этом следует учитывать общие положения п. 3 ст. 54 ГК РФ о "достоверности адреса", а именно о риске последствий неполучения юридическим лицом юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, о риске отсутствия по указанному адресу органа или представителя этого лица (смотрите, например, решение УФАС по Чукотскому автономному округу от 16.02.2018 N 11/01-43/18, постановления Двадцать первого ААС от 07.08.2018 N 21АП-1270/18, Семнадцатого ААС от 14.12.2017 N 17АП-17280/17, Девятого ААС от 25.09.2017 N 09АП-36597/17, оставленное без изменений постановлением АС Московского округа от 12.12.2017 N Ф05-18042/17).
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат, если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения: смотрите п. 67 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25). Юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных последствий в том числе в результате непринятия мер по получению информации, связанной с осуществляемой им деятельностью, в том числе в результате непринятия мер по получению почтовой корреспонденции по адресу регистрации (смотрите п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
Таким образом, контрагент, которому по надлежащему адресу было доставлено, но не вручено уведомление заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, не вправе в последующем заявлять о несовершении заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Омской области от 19.06.2018 N РНП-55-55/2018, решение УФАС по Челябинской области от 24.01.2018 N РНП-74-9/2018).
Именно с учетом изложенного следует определять дату надлежащего уведомления контрагента о принятом заказчиком решении. Если в десятидневный срок с этой даты контрагент не устранит нарушения, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об отказе от исполнения контракта, указанное решение вступит в силу и контракт будет считаться расторгнутым*(1).
Так, если в рассматриваемой ситуации информация об отсутствии контрагента по указанному в контракте адресу получена заказчиком, например, 10 сентября, то у контрагента есть 10 дней на устранение допущенных нарушений, то есть, по существу, на исполнение всех своих обязательств по контракту. Если в течение этого срока контрагент исполнит обязательства по контракту, заказчик будет обязан отменить принятое им решение.
В заключение отметим, что само по себе истечение срока действия контракта не препятствует принятию заказчиком исполненного по контракту (смотрите подробнее, например, в материалах: Вопрос: Контракт, заключенный на основании п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", содержит условие о сроке действия контракта - до 31.08.2016, а также о сроке исполнения услуг - в течение 30 дней со дня готовности объекта, на котором оказываются данные услуги. Условия о прекращении обязательств по истечении срока действия контракта контракт не содержит. Можно ли произвести оплату на основании акта оказанных услуг от 07.09.2016 по данному контракту? Обязан ли заказчик потребовать уплаты пени в данном случае? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2016 г.), Энциклопедия решений. Срок действия и срок исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ). Если же в контракт включено условие, согласно которому окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по нему (п. 3 ст. 425 ГК РФ), то указанный в вопросе контракт уже считается прекращенным, в связи с чем принимать исполнение по нему заказчик не вправе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

13 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Напомним, что согласно ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан направить контрагенту, не исполнившему предусмотренное контрактом обязательство, требование об уплате штрафа и пени (смотрите п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.).