Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Налоговая инспекция наложила санкцию, предусмотренную ст. 129.6 Налогового кодекса РФ в связи с тем, что не подано уведомление за 2018 год в соответствии со ст. 25.14 Налогового кодекса РФ (по итогам 2017 финансового года в отношении контролируемой компании). Правонарушение обнаружено налоговой инспекцией в 2021 году после вступления в силу Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ, изменяющего в том числе размер штрафа. Каков размер штрафа в случае привлечения налогоплательщика к ответственности: 100 тыс. рублей или 500 тыс. рублей?

Налоговая инспекция наложила санкцию, предусмотренную ст. 129.6 Налогового кодекса РФ в связи с тем, что не подано уведомление за 2018 год в соответствии со ст. 25.14 Налогового кодекса РФ (по итогам 2017 финансового года в отношении контролируемой компании). Правонарушение обнаружено налоговой инспекцией в 2021 году после вступления в силу Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ, изменяющего в том числе размер штрафа. Каков размер штрафа в случае привлечения налогоплательщика к ответственности: 100 тыс. рублей или 500 тыс. рублей?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности должна применяться санкция за соответствующее правонарушение, действовавшая на момент его совершения. Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что размер штрафа по п. 1 ст. 129.6 НК РФ не может превышать 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. На уровне налогового законодательства данная норма получила дополнительное развитие: согласно пунктам 2 и 5 ст. 5 НК РФ установлен запрет на придание обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, ухудшающим положение налогоплательщика (устанавливающим новые налоги (сборы, взносы), повышающим налоговые ставки, устанавливающим или отягчающим ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах), который распространяется и на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (определение КС РФ от 18.10.2012 N 1998-О).
Из правовой позиции КС РФ, сформулированной в определениях от 01.07.1999 N 111-О и от 07.02.2002 N 37-О, а также в постановлении от 19.06.2003 N 11-П и определении от 04.12.2003 N 445-О, следует, что новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщиков, не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
Из изложенного непосредственно следует, что в случае привлечения лица к налоговой ответственности санкция за правонарушение (штраф) применяется в том размере, который действовал на момент совершения налогового правонарушения, кроме случаев, когда впоследствии актом законодательства о налогах и сборах ответственность смягчена (п. 13 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ). Акты, отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, обратной силы не имеют (п.п. 2 и 3 ст. 5 НК РФ). Применительно к рассматриваемой ситуации это будет означать, что в случае привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 129.6 НК РФ размер штрафа не может превышать 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

18 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.