Новости и аналитика Правовые консультации Проверки До 1 апреля 2018 года ООО сдало декларацию по форме 2-НДФЛ. В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 88 НК РФ срок камеральной налоговой проверки составляет три месяца. Однако на 1 июля 2018 года никаких претензий со стороны налогового органа по поводу сведений, содержащихся в вышеуказанной декларации, не поступало. 30 октября 2018 года ООО получило требование о представлении документов (информации), касающихся сведений, содержащихся в декларации 2-НДФЛ. В устной беседе представителю налогового органа было разъяснено, что его требования не обоснованы в связи с истечением сроков камеральной проверки. 13 ноября 2018 года ООО получило требование в связи с проведением мероприятий налогового контроля по поводу правильности отображения дохода в сведениях по форме 2-НДФЛ о том, что в соответствии со ст. 93 и ст. 422 НК РФ, ст. 188 ТК РФ в связи с проведением мероприятий налогового контроля по поводу правильности отображения дохода в сведениях по форме 2-НДФЛ за 2017 год необходимо представить документы. Правомерны ли действия налогового органа? Обязана ли организация представлять документы в данной ситуации?

До 1 апреля 2018 года ООО сдало декларацию по форме 2-НДФЛ. В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 88 НК РФ срок камеральной налоговой проверки составляет три месяца. Однако на 1 июля 2018 года никаких претензий со стороны налогового органа по поводу сведений, содержащихся в вышеуказанной декларации, не поступало. 30 октября 2018 года ООО получило требование о представлении документов (информации), касающихся сведений, содержащихся в декларации 2-НДФЛ. В устной беседе представителю налогового органа было разъяснено, что его требования не обоснованы в связи с истечением сроков камеральной проверки. 13 ноября 2018 года ООО получило требование в связи с проведением мероприятий налогового контроля по поводу правильности отображения дохода в сведениях по форме 2-НДФЛ о том, что в соответствии со ст. 93 и ст. 422 НК РФ, ст. 188 ТК РФ в связи с проведением мероприятий налогового контроля по поводу правильности отображения дохода в сведениях по форме 2-НДФЛ за 2017 год необходимо представить документы. Правомерны ли действия налогового органа? Обязана ли организация представлять документы в данной ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Действия налогового органа неправомерны.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В силу п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица" (и в соответствующем формате), утвержденной приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.
Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Таким образом, сведения по форме 2-НДФЛ не являются ни налоговыми декларациями, ни расчетами в смысле ст.ст. 80, 88 НК РФ, поскольку содержат лишь информацию о выплаченных физическим лицам доходах и суммах начисленного и удержанного налога. Поэтому они не могут быть предметом камеральной налоговой проверки.
Аналогичное мнение высказано в письме ФНС России от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515: сведения по форме 2-НДФЛ в соответствии со ст. 80 НК РФ не являются налоговой декларацией (расчетом), и проведение камеральной налоговой проверки указанных сведений НК РФ не предусмотрено.
Кроме того, по мнению арбитражных судов, из анализа положений ст. 88 НК РФ не следует, что налоговый орган обязан проводить камеральные проверки справок по форме 2-НДФЛ, поскольку камеральная проверка не предусматривает проверку документов, не служащих основанием для исчисления и перечисления налога (постановления Пятнадцатого ААС от 20.07.2017 N 15АП-8462/17, АС Центрального округа от 29.09.2015 N Ф10-2699/15, от 31.03.2014 N Ф10-396/14, ФАС Уральского округа от 13.09.2010 N Ф09-6098/10-С2).
Статья 93 НК РФ предусматривает истребование документов только при проведении налоговой проверки. Кроме того, на основании этой статьи документы могут быть истребованы в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ), однако такие мероприятия проводятся лишь в случае выявления налоговым органом нарушений налогового законодательства и назначаются в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки. Судя по информации, изложенной в вопросе, ничего подобного в данном случае не происходит.
Пленум ВАС РФ в п. 27 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что из взаимосвязанного толкования положений ст. 88, 89, 93, 93.1 (п.п. 1 и 1.1) и п. 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
Подытоживая все вышесказанное, мы придерживаемся следующей позиции: действия налоговых органов по истребованию документов в соответствии со ст. 93 НК РФ вне рамок налоговой проверки неправомерны.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Камеральная налоговая проверка справок 2-НДФЛ и расчета 6-НДФЛ

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

16 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.