Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право ООО для работы своих сотрудников берёт в аренду легковые автомобили у другого ООО. Ежемесячно поставщик выставляет счета, счета-фактуры и акты об оказании услуг (по аренде, сервисному обслуживанию и прочим дополнительным услугам, связанным с лизингом автомобилей). В июле 2016 года поставщик принял решение не ставить свою круглую печать на ряде документов, в том числе на актах об оказании услуг, актах сверок и прочих. О своём решении поставщик сообщил ООО в информационном письме. ООО обратилось к нему за разъяснениями и узнало, что печать в организации осталась (об этом есть упоминание в уставе), но поставщик настаивает на своём решении, обосновывая его тем, что: 1) с 7 апреля 2015 г. ООО и АО могут, но не обязаны иметь круглую печать (Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" (далее - Закон N 82-ФЗ)). Соответствующие изменения внесены в том числе в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) и Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Иными словами, общество самостоятельно принимает решение об использовании (или неиспользовании) печати при осуществлении деятельности; 2) если у организации имеется печать (сведения о ее наличии содержатся в уставе), то ее оттиск проставляется в случаях, когда это установлено законодательством (п. 5 ст. 2 Закона N 14-ФЗ); 3) наличие или отсутствие печати у общества никак не влияет на обязанность последнего ставить ее оттиск на документах, которые в силу закона или иных нормативных актов, в том числе локальных, не предусматривают ее наличие; 4) печать на документе не является обязательным реквизитом, определенным в части 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". С 07.04.2015 вступил в силу ряд положений Закона N 82-ФЗ. Согласно данным положениям общества вправе, но не обязаны иметь печать. Таким образом, отсутствие печати на акте выполненных работ не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, и не является основанием для отказа в принятии расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. ООО, в свою очередь, считает, что отсутствие печати приведет к возникновению дополнительных налоговых рисков, а с учётом значительности оборотов между организациями риски значительны. Вправе ли ООО, имеющее печать, принять решение не проставлять её на актах оказанных услуг (форма документов была изменена поставщиком, реквизит "место печати" в актах больше не указывается)? Действительно ли акты выполненных работ, не заверенные печатью (несмотря на её наличие), дают основание налоговым инспекторам усомниться в факте оказанных услуг? На наличие каких реквизитов акта выполненных услуг в случае отсутствия на нём печати следует обратить внимание, в частности, если акты подписываются сотрудниками по доверенности, нужно ли требовать прилагать копии доверенностей контрагента к каждому акту? Должна ли быть заверена эта доверенность чьей-то подписью? Если подпись в акте будет не похожа на подпись в доверенности, по мнению сотрудника организации, проверяющего документы, будет ли это считаться основанием для возврата документов? Какие аргументы безапелляционно смогут убедить поставщика проставлять печать на актах оказанных услуг?

ООО для работы своих сотрудников берёт в аренду легковые автомобили у другого ООО. Ежемесячно поставщик выставляет счета, счета-фактуры и акты об оказании услуг (по аренде, сервисному обслуживанию и прочим дополнительным услугам, связанным с лизингом автомобилей). В июле 2016 года поставщик принял решение не ставить свою круглую печать на ряде документов, в том числе на актах об оказании услуг, актах сверок и прочих. О своём решении поставщик сообщил ООО в информационном письме. ООО обратилось к нему за разъяснениями и узнало, что печать в организации осталась (об этом есть упоминание в уставе), но поставщик настаивает на своём решении, обосновывая его тем, что: 1) с 7 апреля 2015 г. ООО и АО могут, но не обязаны иметь круглую печать (Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" (далее - Закон N 82-ФЗ)). Соответствующие изменения внесены в том числе в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) и Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Иными словами, общество самостоятельно принимает решение об использовании (или неиспользовании) печати при осуществлении деятельности; 2) если у организации имеется печать (сведения о ее наличии содержатся в уставе), то ее оттиск проставляется в случаях, когда это установлено законодательством (п. 5 ст. 2 Закона N 14-ФЗ); 3) наличие или отсутствие печати у общества никак не влияет на обязанность последнего ставить ее оттиск на документах, которые в силу закона или иных нормативных актов, в том числе локальных, не предусматривают ее наличие; 4) печать на документе не является обязательным реквизитом, определенным в части 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". С 07.04.2015 вступил в силу ряд положений Закона N 82-ФЗ. Согласно данным положениям общества вправе, но не обязаны иметь печать. Таким образом, отсутствие печати на акте выполненных работ не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, и не является основанием для отказа в принятии расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. ООО, в свою очередь, считает, что отсутствие печати приведет к возникновению дополнительных налоговых рисков, а с учётом значительности оборотов между организациями риски значительны. Вправе ли ООО, имеющее печать, принять решение не проставлять её на актах оказанных услуг (форма документов была изменена поставщиком, реквизит "место печати" в актах больше не указывается)? Действительно ли акты выполненных работ, не заверенные печатью (несмотря на её наличие), дают основание налоговым инспекторам усомниться в факте оказанных услуг? На наличие каких реквизитов акта выполненных услуг в случае отсутствия на нём печати следует обратить внимание, в частности, если акты подписываются сотрудниками по доверенности, нужно ли требовать прилагать копии доверенностей контрагента к каждому акту? Должна ли быть заверена эта доверенность чьей-то подписью? Если подпись в акте будет не похожа на подпись в доверенности, по мнению сотрудника организации, проверяющего документы, будет ли это считаться основанием для возврата документов? Какие аргументы безапелляционно смогут убедить поставщика проставлять печать на актах оказанных услуг?

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: