Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Фактическое потребление горячей воды на общедомовые нужды в многоквартирном доме больше норматива. Правомерно ли начислять плату за фактическое потребление собственникам, если отсутствует решение общего собрания о таком начислении, или нужно производить начисление по нормативу?

Фактическое потребление горячей воды на общедомовые нужды в многоквартирном доме больше норматива. Правомерно ли начислять плату за фактическое потребление собственникам, если отсутствует решение общего собрания о таком начислении, или нужно производить начисление по нормативу?

Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (далее также - КР на СОИ, п. 2 ст. 154 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Частью 9.2 ст. 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 01.09.2022 в соответствии с постановлением Правительства РФ N 92 от 03.02.2022 установлен порядок перерасчета платы за КР на СОИ (далее - постановление N 92).
Согласно п. 29(2) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей и объема КР на СОИ, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11-12(2), 17, 20(2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке:
- если дом не оборудован ОДПУ (либо он вышел из строя, вовремя не поверен и т.п.), жители платят норматив, пересчета нет (подп. "а" п. 29.2 Правил N 491);
- если дом оборудован ОДПУ и собственниками помещения на ОСС МКД не было принято никаких решений на тему платы за КР на СОИ (подп. "б" п. 29.2 Правил N 491). В этом случае жители весь год (либо иной период, смотря по обстоятельствам) платят КР на СОИ по региональному нормативу потребления КР на СОИ, вследствие чего сумма в платежке остается неизменной. Однако раз в год, в первом квартале (или чаще, если меняется УК или на новом ОСС принято решение о переходе на оплату КР на СОИ по факту), происходит перерасчет по фактическим показаниям ОДПУ (п. 29.3 Правил N 491);
- если дом оборудован ОДПУ и собственниками помещения на ОСС МКД было принято решение о том, что плата за "общедомовые" коммунальные ресурсы рассчитывается и взимается исходя из их среднемесячного объема (подп. "в" п. 29.2 Правил N 491). В этом случае жители весь год (либо иной период, смотря по обстоятельствам) платят КР на СОИ по среднемесячной величине, рассчитанной по данным прошлого года. Таким образом, сумма в платежке остается неизменной. Однако раз в год, в первом квартале (или чаще, если меняется УК или на новом ОСС принято решение о переходе на оплату КР на СОИ по факту), происходит перерасчет по фактическим показаниям ОДПУ (п. 29.3 Правил N 491);
- если дом оборудован ОДПУ и собственниками помещения на ОСС МКД было принято решение о том, что плата за "общедомовые" коммунальные ресурсы рассчитывается и взимается исходя из показаний ОДПУ (п. 2 ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ). В этом случае УК (ТСЖ, ЖК) просто в установленные сроки ежемесячно снимает показания ОДПУ воды/электроэнергии, вычитает из них сумму потреблений жилых и нежилых помещений, и распределяет получившуюся величину между собственниками пропорционально их квадратным метрам (подп. "г" п. 29.2 Правил N 491);
- если дом оборудован ОДПУ, но не простым, а системой "умных" счетчиков, а именно - автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, в частности АСКУЭ. Если система таких "умных" счетчиков может одномоментно снять показания, размер платы за "общедомовой" коммунальный ресурс определяется исходя из показаний счетчиков без оглядки на региональный норматив и без пересчетов (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, подп. "д" п. 29.2 Правил N 491).
При этом во всех случаях, когда в доме есть ОДПУ, в какой-то момент может появиться так называемый "отрицательный ОДН", то есть отрицательная величина КР на СОИ (связанная, как правило, с тем, что какие-то показания не переданы или вышел из строя конкретный ИПУ). В таком случае размер платы в соответствующем расчетном периоде принимается равным нулю, а размер расходов за КР на СОИ, определяемый в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах), уменьшается на указанную отрицательную величину (подп. "е" п. 29.2 Правил N 491).
Независимо от того, оплачивают ли собственники КР на СОИ "по факту" или "не более норматива", отрицательная величина КР на СОИ - если она вдруг образовалась в конкретном месяце, например после массовой проверки показаний ИПУ, - переносится на следующий месяц (смотрите абзац 2 п. 44 Правил N 354, а также абзац 5 подп. "а" п. 21.1 Правил N 124).
Таким образом, согласно внесенным изменениям теперь жители всех МКД (где есть общедомовый счетчик ресурса) будут целиком оплачивать все КР на ОДН, распределяя их между квартирами и помещениями пропорционально метражу. Иными словами, сверхнормативные платежи будут возложены на собственников, а не на управляющую компанию, как это было ранее.
Следует также отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Следовательно, постановление N 92 не распространяется на отношения, возникшие до 01.09.2022 (иное данное постановление не предусматривает).
До указанной даты, действительно, распределяемый между потребителями объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период, не мог превышать объема данной услуги, рассчитанного исходя из норматива потребления в целях содержания общего имущества в МКД. Исключение составляли случаи, если общим собранием собственников принято решение о распределении объема электроэнергии в размере превышения объема данной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества, между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения (п. 44 Правил N 354 в редакции до 01.09.2022). Размер превышения объема коммунальных ресурсов, предоставленных в расчетном периоде на общедомовые нужды, определенных исходя из показаний общедомового электросчетчика, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления, предоставленных на общедомовые нужды, оплачивала управляющая компания (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.11.2017 N 50534-ОГ/04). Данная позиция нашла свое подтверждение в судебной практике (смотрите, например: постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.05.2020 N Ф04-1244/20 по делу N А45-33111/2019, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 N 02АП-292/20, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2019 N 02АП-10852/19).
Таким образом, если до 01.09.2022 объем КР на СОИ распределялся на собственников помещений в МКД с превышением норматива в отсутствие соответствующего решения ОСС, есть вероятность обязания управляющей компании проведения перерасчета за весь период такого начисления до внесения указанных выше изменений (при этом возможно применение сроков исковой давности, смотрите ст. 196 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Артемьева Елена

Ответ прошел контроль качества

12 января 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.