Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право С какого момента организация 1 может потребовать возмещения затрат на эксплуатацию тепловых сетей у организации 2, которая фактически оказывает услуги теплоснабжения потребителям через сети организации 1?

С какого момента организация 1 может потребовать возмещения затрат на эксплуатацию тепловых сетей у организации 2, которая фактически оказывает услуги теплоснабжения потребителям через сети организации 1?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Компенсация затрат собственника на эксплуатацию тепловых сетей возможна по тарифу с даты его установления.

Обоснование вывода:
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), а также Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808.
Согласно п. 12 ст. 2 Закона N 190-ФЗ передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
В силу подп. "б" п. 18 ст. 2, ч. 3 ст. 8 Закона N 190-ФЗ оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения. Подлежащие государственному регулированию тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого вида регулируемого вида деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 9, ст. 10 Закона N 190-ФЗ, п. 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения.
При этом собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (п. 6 ст. 17 Закона N 190-ФЗ).
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что расчеты за услуги по передаче тепловой энергии осуществляются по регулируемым тарифам, которые имеют экономическое обоснование на момент утверждения, в том числе учитываются объекты теплосетевого хозяйства, которые находятся у теплосетевой организации в собственности или ином законном владении на момент принятия тарифного решения. При этом действующее законодательство предусматривает прямой запрет собственника тепловых сетей на требование компенсации затрат до установления ему тарифа на услуги по передаче тепловой энергии. Другими словами, возможность получения вознаграждения за использование сетей в подобной ситуации связывается с установлением тарифа на передачу энергии.
То есть владелец тепловой сети вправе взимать плату за услуги по передаче тепловой энергии через принадлежащие ему сети только после установления тарифа. Иное означало бы возможность получить плату за пользование сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства (смотрите определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2017 N 304-ЭС16-16267, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.11.2022 N Ф07-16749/22 по делу N А56-12700/2021, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.10.2021 N Ф09-6951/21 по делу N А60-59691/2020, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2020 N Ф02-2224/20 по делу N А19-16769/2019).
При этом размер фактических затрат на оказание услуг по передаче тепловой энергии в данном случае не имеет правового значения, так как правоустанавливающим документом для установления размера платы за оказываемые организацией услуги является соответствующий нормативный акт, обоснованность которого не может быть пересмотрена в рамках спора между данной организацией и теплоснабжающей организацией - потребителем услуг по передаче тепловой энергии (смотрите постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2022 N Ф06-21687/22 по делу N А55-27819/2021).
Вместе с тем в судебной практике встречаются случаи, когда суды удовлетворяют требования собственников тепловых сетей о компенсации затрат за передачу тепловой энергии через принадлежащие им сети до установления тарифа, мотивируя это тем, что процедура установления данного тарифа была затянута не по вине собственника сетей (см. постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.09.2022 N Ф09-5473/22 по делу N А76-3688/2019). На наш взгляд, такой подход является скорее исключением из общего правила, поскольку вопрос компенсации затрат за переток тепловой энергии урегулирован прямой нормой закона (п. 6 ст. 17 Закона N 190-ФЗ) и устоявшейся судебной практикой на уровне высших судов.
Также отметим следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном ст. 17 указанного закона.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона N 190-ФЗ передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
Вместе с тем отсутствие договора оказания услуг на передачу тепловой энергии между собственником тепловых сетей (теплосетевой организацией) и теплоснабжающей организацией не освобождает последнюю от оплаты фактически оказанных услуг. Если при таких обстоятельствах теплоснабжающая организация откажется в добровольном порядке оплатить фактически оказанные услуги, у собственника сетей, на наш взгляд, возникает право обращения в суд за взысканием неосновательного обогащения (данный вывод также подтверждается упомянутым выше постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2022 N Ф06-21687/22 по делу N А55-27819/2021). При этом подчеркнем еще раз, взыскать такую компенсацию можно со дня установления тарифа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Артемьева Елена

Ответ прошел контроль качества

8 декабря 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.