Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Каков порядок учреждения местной общественной организации - городской федерации по художественной гимнастике (или по другому виду спорта)? Какие именно обязанности возникают у учредителей? Необходим ли первоначальный учредительский взнос? Какова процедура выхода из состава учредителей? Как учредители отвечают за действия общественной организации (всем своим имуществом или в пределах первоначального учредительного взноса)? Необходима ли аккредитация городской федерации спорта? Обязателен ли ежегодный аудит, проводимый, например, акционерными обществами в силу закона? Какие документы необходимо представить для государственной регистрации городской федерации? Какие еще моменты нужно учесть? Каковы правовые последствия при учреждении местной федерации спорта?

Каков порядок учреждения местной общественной организации - городской федерации по художественной гимнастике (или по другому виду спорта)? Какие именно обязанности возникают у учредителей? Необходим ли первоначальный учредительский взнос? Какова процедура выхода из состава учредителей? Как учредители отвечают за действия общественной организации (всем своим имуществом или в пределах первоначального учредительного взноса)? Необходима ли аккредитация городской федерации спорта? Обязателен ли ежегодный аудит, проводимый, например, акционерными обществами в силу закона? Какие документы необходимо представить для государственной регистрации городской федерации? Какие еще моменты нужно учесть? Каковы правовые последствия при учреждении местной федерации спорта?

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 329-ФЗ) создание, деятельность, реорганизация и ликвидация местных и региональных спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных упомянутым федеральным законом.
Специальных требований к учредителям спортивных федераций Закон N 329-ФЗ не устанавливает. Следовательно, к таким организациям применимы общие положения ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ), согласно которым общественные объединения (включая общественные организации - ст. 8 того же Закона) создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.
Согласно ст. 31 Закона N 82-ФЗ имущество общественного объединения формируется в том числе на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований.
Порядок внесения упомянутых взносов закон не устанавливает.
Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации (часть первая ст. 32 Закона N 82-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что учредители, участники (члены) общественных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Учредители, участники (члены) общественных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих учредителей, участников (членов).
Таким образом, в рассматриваемом случае учредители местной общественной организации городской федерации спорта вправе по усмотрению определить, необходимо ли вносить вступительные или иные взносы при создании этого юридического лица, каков будет размер этих взносов и порядок их уплаты. Учредители местной общественной организации, равно как и ее члены, не несут имущественной ответственности по обязательствам, возникшим в связи с деятельностью такой организации. По своим обязательствам спортивная федерация отвечает только своим имуществом.
Исключение из этого правила может иметь место лишь в случае, если спортивная федерация будет признана банкротом (ст. 65 ГК РФ). В такой ситуации нельзя исключить вероятности того, что контролирующие должника лица (к которым могут быть отнесены и участники юридического лица) будут нести субсидиарную ответственность по обязательствам должника. Однако такая ответственность возникает не автоматически, а лишь при наличии доказательств, что полное погашение требований кредиторов оказалось невозможным вследствие действий и (или) бездействия контролирующих лиц (ст. 61.10, 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Закон не содержит специальных норм, регламентирующих обязанности учредителей или членов общественной организации. Обязанности этих лиц (например, по внесению имущественных взносов) предусматриваются уставом организации (часть четвертая ст. 6 Закона N 82-ФЗ, п. 3 ст. 14, п. 2 ст. 26 Закона N 7-ФЗ). Отметим, что, поскольку общественная организация относится к некоммерческим корпорациям (ст. 65.1, п. 2 ст. 123.1 ГК РФ), к ее членам применяются общие правила п. 4 ст. 65.2 ГК РФ об обязанностях участников корпораций, в силу которых такие лица обязаны участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены, в частности, учредительным документом; участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений; не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации, и т.д.
Законодательство также детально не регламентирует процедуру выхода из состава учредителей общественной организации. Условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее должны быть предусмотрены уставом (п. 2 ст. 123.5 ГК РФ). Из п. 3 ст. 15 Закона N 7-ФЗ следует, что учредители некоммерческих корпораций (к таким корпорациям, как мы отметили выше, относятся и общественные организации) вправе выйти из состава учредителей этого юридического лица в любое время без согласия остальных учредителей (членов), направив в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) сведения о своем выходе в регистрирующий орган. Причем по смыслу п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ и с учетом приказа Минюста России от 12.11.2020 N 278 под сведениями о выходе, направляемыми в регистрирующий орган для целей внесения изменений в сведения о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, следует понимать заявление по форме N Р13014 "Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" с отметкой о прекращении прав участника/учредителя в листе В или листе Г (приложение N 4 к приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, далее - Приказ N ЕД-7-14/617@).
В течение трех месяцев (часть седьмая ст. 21 Закона N 82-ФЗ) со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания ее учредителей в территориальный орган Минюста России в соответствующем субъекте РФ (часть пятая ст. 21 Закона N 82-ФЗ) должны быть представлены документы, перечисленные в части шестой ст. 21 Закона N 82-ФЗ (смотрите также подп. 2 п. 27, подп. 2 п. 60 Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (утвержден приказом Минюста России от 26.09.2022 N 199), ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ), а именно:
1) заявление по форме N Р11001 (утверждена Приказом N ЕД-7-14/617@), подписанное уполномоченным лицом (заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (заявителями являются учредители общественной организации подп. "б" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 47 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом N ЕД-7-14/617@);
2) устав общественной организации в трех экземплярах;
3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественной организации, об утверждении ее устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
4) сведения об учредителях (представляются в виде соответствующих листов в составе заявления по форме N Р11001 (смотрите письмо Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16);
5) документ об уплате государственной пошлины (4000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ));
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественной организации, по которому осуществляется связь с общественной организацией;
7) при использовании в наименовании общественной организации и движения имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в той же норме.
Ни приведенная норма, ни законы, регулирующие правовое положение общественных организаций, включая спортивные федерации, и устанавливающие требования к их деятельности, не предусматривают проведение обязательного аудита местной общественной организации федерации спорта. Таким образом, в рассматриваемом случае ежегодный аудит не обязателен, по крайней мере, если годовой доход организации от осуществления предпринимательской деятельности и сумма активов бухгалтерского баланса не превышают показатели, которые установлены п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).
Статья 13 Закона N 329-ФЗ, как и иные положения этого федерального закона, не предусматривают государственную аккредитацию местных спортивных организаций. Таким образом, городская федерация спорта государственной аккредитации не подлежит (п. 2.2 Методических рекомендаций и разъяснений относительно особенностей правового регулирования деятельности спортивных федераций (направлены письмом Министерства спорта РФ от 26.04.2018 N ПН-05-00/3127), постановление Одиннадцатого ААС от 02.11.2009 N 11АП-8830/2009).
В случае нарушения местной общественной организацией законодательства РФ такая организация может быть ликвидирована решением суда по иску прокурора или территориального органа Минюста России (ст. 44 Закона N 82-ФЗ, смотрите также решение Верховного Суда РФ от 25.02.2020 N АКПИ19-1028, апелляционное определение СК по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.05.2022 по делу N 66а-1026/2022).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Регистрация общественной организации (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

24 ноября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.