Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Какими нормативными документами можно обосновать запрет прохода посторонних посетителей (не отдыхающих) на территорию санатория, который расположен на арендованном лесном участке?

Какими нормативными документами можно обосновать запрет прохода посторонних посетителей (не отдыхающих) на территорию санатория, который расположен на арендованном лесном участке?

В силу пункта 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена в пункте 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как установлено частью 1 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации, не допускается (часть 6 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 8 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных Кодексом.
Согласно части 4 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации в целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.
Иные случаи огораживания лесных участков Лесным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
В Определении от 29.05.2012 N 1147-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. В порядке развития указанных конституционных гарантий законодатель, устанавливая специальный правовой режим лесного фонда, закрепил в статье 11 ЛК РФ как право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах (часть 1), так и гарантии для реализации этого права, запретив лицам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также огораживать их, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом (часть 8).
Объекты, возведение которых допускается для осуществления рекреационной деятельности, определены пунктом 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р (далее - Перечень N 849-р).
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 22 июля 2020 г. по делу N А02-468/2020: Министерство и Прокуратура представили возражения на заявление, где указано на запрет в Лесном кодексе Российской Федерации возведение каких-либо ограждений на участках лесного фонда, предоставленных для рекреационной деятельности.
В связи с изложенным, в рассматриваемом случае рекомендуем рассмотреть вариант согласования с арендодателем лесного участка возведения забора с целью обеспечения антитеррористической защищенности.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 272 оборудование периметра объекта с массовым пребыванием людей забором относится к мероприятиям, обеспечивающим антитеррористическую защищенность.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2017 г. N 02АП-375/17: Судебная коллегия отмечает, что при наличии необходимости в исполнении требований по антитеррористической защищенности объекта в части устройства ограждения размещение данного объекта должно быть согласовано с Министерством в установленном порядке с соблюдением требований законодательства об обеспечении права граждан на свободное пребывание в лесах.
Также сообщаем для сведения, что согласно п. 3.1 раздела III Требования к территории детского оздоровительного лагеря Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. N 73 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей" территорию детского оздоровительного лагеря по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений или другим ограждением естественного происхождения.
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 22 июля 2020 г. по делу N А02-468/2020:
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2013 N 73 утверждены САНПИН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей". Данные санитарные правила распространяются на все виды детских оздоровительных лагерей, в том числе на организации, деятельность которых связана с организацией детского отдыха и оздоровления детей на базе санаториев, санаториев-профилакториев, домов отдыха и других.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, организацией и эксплуатацией детских оздоровительных лагерей.
Иных основания для ограждения территории лесного участка нами не усматриваются.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2017 г. N 02АП-375/17;
- Решение Арбитражного суда Кировской области от 16 декабря 2016 г. по делу N А28-10780/2016;
- Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 22 июля 2020 г. по делу N А02-468/2020;
- Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 17 октября 2017 г. по делу N 1-294/2017;
- Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 22 июля 2020 г. по делу N А02-468/2020.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Ответ прошел контроль качества

15 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.