Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Физическое лицо взяло в аренду у администрации земельный участок с целью организации прудового хозяйства. На сегодняшний день намерено произвести работы по расчистке пруда с перемещением грунта для увеличения уровня береговой полосы. В связи с чем обратилось в администрацию за соответствующим разрешением. У каких организаций необходимо получить согласование на выполнение указанных работ? Входит ли в компетенцию администрации выдача таких согласований?

Физическое лицо взяло в аренду у администрации земельный участок с целью организации прудового хозяйства. На сегодняшний день намерено произвести работы по расчистке пруда с перемещением грунта для увеличения уровня береговой полосы. В связи с чем обратилось в администрацию за соответствующим разрешением. У каких организаций необходимо получить согласование на выполнение указанных работ? Входит ли в компетенцию администрации выдача таких согласований?

В соответствии с п. 4 ст. 1 ВК РФ водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В п. 3 ч. 2 ст. 5 ВК РФ перечислен исчерпывающий перечень водоемов, к ним относятся: озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища.
Точные определения водоема и пруда приведены в ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения" (введен в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29 октября 1973 г. N 2394) (далее - ГОСТ 19179-73), согласно которому:
- водоем - это водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением или полным его отсутствием (п. 18 ГОСТа 19179-73);
- пруд - это мелководное водохранилище площадью не более одного квадратного километра (п. 178 ГОСТ);
- пруд-копань - это небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей (п. 179 ГОСТ).
Согласно ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии со ст. 28 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;
2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
3) осуществление мер по охране таких водных объектов;
4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.
Полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории городского округа, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского округа.
Определяя полномочия органов местного самоуправления в отношении водных объектов, считаем заслуживающим внимания следующий комментарий к ВК РФ.
Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Беляев М.А., Бирюкова Т.А., Захарова Ю.Б., Копьёв А.В., Коржов В.Ю., Сорокина Ю.В., Пузакова Б.К., Хлистун Ю.В., Черных М.Н., под ред. к.ю.н. Сорокиной Ю.В. Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ. - "Вузовское образование", 2018.:
2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Учитывая, что в собственности муниципальных образований могу находиться только пруды и обводненные карьеры, можно говорить о том, что в рамках данного полномочия органы местного самоуправления должны принимать меры по расчистке водных объектов, недопущению их зарастания и заиливания, осуществлять дноуглубление, а также укрепление берегов.
В ряде случаев реализация указанного полномочия осуществляется в рамках специальных муниципальных программ (смотрите, например, постановление Главы администрации муниципального района "Г. Киров и Кировский район" от 21.10.2013 N 2240 "Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и предупреждение негативного воздействия вод на территории муниципального района "Город Киров и Кировский район", постановление администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области от 19.03.2013 N 267 "Об утверждении муниципальной целевой Программы "Защита от негативного воздействия вод" на 2013-2015 годы").
Кроме того, в состав указанного полномочия входит реализация мероприятий, связанных с обеспечением безопасного пропуска паводковых вод (смотрите, например, распоряжение Администрации города Челябинска от 06.02.2017 N 1349 "О мерах по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод на территории города Челябинска в 2017 году", постановление администрации г. Кемерово от 13.03.2017 N 500 "О мерах по обеспечению безопасного пропуска ледохода, весеннего половодья и паводковых вод в 2017 году в городе Кемерово" и др.);
3) осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.
Проводя аналогию с мерами по охране водных объектов, предусмотренными приказом Минприроды России от 18.03.2008 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления по охране водных объектов можно отнести осуществление мероприятий по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов), установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также мер по предотвращению истощения водных объектов, ликвидации их загрязнений и засорений.
В ряде случаев реализация указанного полномочия регламентируется отдельными муниципальными актами. Так, решением Тверской городской Думы от 18.04.2011 N 78 утверждено Положение о мерах по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования город Тверь, в соответствии с которым уполномоченный орган по осуществлению мер по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования город Тверь (такой орган определяется на основании постановления Главы администрации города Твери), осуществляет следующие меры по охране водных объектов:
- организует мероприятия по уборке береговой полосы, вывозу мусора, установке контейнеров для сбора мусора;
- организует мероприятия по очистке водоемов;
- осуществляет проверку использования водных объектов юридическими и физическими лицами;
- проводит проверки с целью выявления самовольного использования водных объектов;
- проводит разъяснительную работу по вопросам охраны водных объектов среди населения города.
Вместе с тем сообщаем, что согласно ст. 7 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Из содержания ст. 11 ВК РФ следует, что пользование поверхностными водными объектами может осуществляться на основании договоров водопользования (смотрите ст. 11, 12-19 ВК РФ, Постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования") и на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (смотрите ст. 21-23 ВК РФ, Постановления Правительства РФ от 19 января 2022 г. N 18 "О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование").
Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 23 ВК РФ).
Так, согласно п. 2, 6-10 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 2022 г. N 18 "О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование" в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации на основании решений (если иное не предусмотрено частями 2 и 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
ж) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 Водного кодекса Российской Федерации;
л) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства);
м) осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем;
н) осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) на водных объектах с акваторией площадью больше 200 гектаров, образованных до 1980 года водоподпорными сооружениями на водотоках.
Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления.
Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им водного объекта в пользование в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, обращаются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов с запросом о предоставлении сведений об идентификационных характеристиках водного объекта, координатах местоположения береговой линии (границы водного объекта), содержащихся в государственном водном реестре.
На основании сведений, содержащихся в государственном водном реестре, указанных в пункте 7 настоящих Правил, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - заявитель) обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4-6 настоящих Правил (далее - исполнительный орган или орган местного самоуправления) по месту расположения водного объекта.
В заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указываются:
а) сведения о заявителе:
- полное и сокращенное (при наличии) наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, индивидуальный номер налогоплательщика, код по ОКВЭД по основной деятельности, соответствующий цели предполагаемого водопользования, адрес электронной почты - для юридического лица;
- фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, адрес фактического проживания, индивидуальный номер налогоплательщика, данные документа, удостоверяющего личность, адрес электронной почты - для физического лица и индивидуального предпринимателя;
б) наименование, идентификационные характеристики водного объекта согласно сведениям, содержащимся в государственном водном реестре, указанным в пункте 7 настоящих Правил, место расположения заявленной к использованию части водного объекта с указанием координат места водопользования, координат местоположения береговой линии (границы водного объекта), в пределах которых предполагается осуществлять водопользование (координаты не менее двух характерных точек береговой линии, прилегающих к крайним точкам места водопользования). Координаты определяются в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
в) вид, цель и срок водопользования;
г) параметры водопользования (в тыс. куб. м или кв. км);
д) регистрационный код гидротехнических сооружений в Российском регистре гидротехнических сооружений (в случае использования водного объекта для осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках, и с акваторией площадью не более 200 гектаров, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, а также для осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) на водных объектах с акваторией площадью больше 200 гектаров, образованных до 1980 года водоподпорными сооружениями на водотоках);
е) регистрационный номер лицензии на пользование недрами (в случае использования водного объекта для разведки и добычи полезных ископаемых).
К заявлению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются:
а) копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица (за исключением случаев подачи документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)");
б) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, - при необходимости;
в) копия правоустанавливающего документа на земельный участок, право на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (в случае использования водного объекта для строительства причалов);
г) обоснование вида, цели и срока предполагаемого водопользования;
д) согласие на обработку персональных данных (для физических лиц).
Согласно п. 26-32 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 2022 г. N 18 "О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование", исполнительный орган или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении водного объекта в пользование или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 календарных дней с даты получения документов. Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях:
а) непредставление заявителем доработанных документов в течение 5 рабочих дней в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил;
б) получен отказ органов, организаций и должностных лиц, указанных в подпункте "б" пункта 23 настоящих Правил, в согласовании условий использования водного объекта;
в) несоответствие указанных заявителем параметров водопользования установленным схемами комплексного использования и охраны водных объектов квотам забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод, а также нормативам допустимого воздействия на водные объекты;
г) водный объект, указанный в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, предоставлен в обособленное водопользование;
д) использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
е) информация о заявителе включена в реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.
При поступлении в исполнительный орган или орган местного самоуправления документов в электронной форме с использованием информационной системы решение о предоставлении водного объекта в пользование или мотивированный отказ направляются заявителю с использованием указанной системы. В этом случае решение о предоставлении водного объекта в пользование или мотивированный отказ подписывается электронной подписью уполномоченного лица исполнительного органа или органа местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого исполнительным органом или органом местного самоуправления, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать:
а) сведения о водопользователе;
б) цель, виды и условия использования водного объекта (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);
в) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, в пределах которых разрешается осуществлять водопользование;
г) срок водопользования.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод, кроме сведений, указанных в пункте 29 настоящих Правил, должно содержать:
а) указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
б) объем сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
в) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Отказ в предоставлении водного объекта в пользование может быть обжалован в судебном порядке.
После принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование оно подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке и вступает в силу с даты его регистрации в государственном водном реестре.
Более подробно с порядком рассмотрения и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 19 января 2022 г. N 18 "О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Ответ прошел контроль качества

17 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.