Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право На территории муниципального образования введен режим чрезвычайной ситуации. В порядке для получения материальной и финансовой помощи за утрату вещей первой необходимости указаны обязательные условия - постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства. У гражданина основная регистрация в паспорте указана в другом регионе, но есть свидетельство о регистрации по месту пребывания на срок десять лет. Будет ли временная регистрация соответствовать условиям порядка?

На территории муниципального образования введен режим чрезвычайной ситуации. В порядке для получения материальной и финансовой помощи за утрату вещей первой необходимости указаны обязательные условия - постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства. У гражданина основная регистрация в паспорте указана в другом регионе, но есть свидетельство о регистрации по месту пребывания на срок десять лет.
Будет ли временная регистрация соответствовать условиям порядка?

В соответствии с п. 3 Порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 декабря 2016 г. N 1022 (далее - Порядок), предоставление пострадавшим гражданам единовременной финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий:
- постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
- утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
При этом Порядок не раскрывает содержание понятия "постоянное место жительства".
Пунктом 1 ст. 20 ГК РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Подчеркнем, что положения данной нормы не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
В ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-I) указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина РФ жилое помещение, в которых он проживает временно. То есть основным критерием для отнесения того или иного помещения к категории места пребывания гражданина является временный характер пребывания в нем.
Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 5242-I не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства (смотрите постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П). Заметим, что регистрация по месту жительства или месту пребывания в пределах РФ не только право, но и обязанность граждан (ст. 3 Закона N 5242-I).
При этом Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что "...регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами..." (смотрите, например, постановление Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П, определение Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 1597-О-О и др.).
Однако судебная практика по данному вопросу единообразием не отличается. В частности, СК по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции сочла, что несоблюдение условия о регистрации по месту жительства в пострадавшем от паводка жилом помещении само по себе не влечет отказ в признании пострадавшими и не лишает права на получение компенсаций. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, необязательно исходящих от органов регистрационного учета (определение СК по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29 октября 2019 г. по делу N 8Г-39/2019).
В другом деле суд пришел к противоположному выводу, указав что в силу положений Порядка критериями, предоставляющими право на получение материальной помощи, являются постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, и наличие у него регистрации в данном помещении именно как по месту жительства. Поскольку регистрация истца в пострадавшем от чрезвычайной ситуации доме носила лишь временный характер, доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имелось, судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска (апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2019 г. по делу N 33-12920/2019).
На наш взгляд, факт регистрации гражданина по месту пребывания в месте, где он преимущественно проживает, не может являться безусловным доказательством отсутствия у него постоянного места жительства в этом месте. Поэтому при подтверждении факта постоянного проживания, граждане имеют право получения материальной и финансовой помощи за утрату вещей первой необходимости (апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 апреля 2019 г. по делу N 33-16101/2019).
Таким образом, окончательное решение по данному вопросу может вынести только суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Ответ прошел контроль качества

23 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.