Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Администрация сельского поселения является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения. Этот участок Администрация сдала в аренду. Администрации от нефтяников поступило заявление о заключении соглашения о сервитуте на часть арендуемого участка. В договоре аренды указано, что нефтяники на субаренду не имеют права. Можно ли заключить соглашение о сервитуте при наличии договора аренды? Можно ли заключить договор субаренды земельного участка без согласия собственника (которое Администрация не дала)?

Администрация сельского поселения является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения. Этот участок Администрация сдала в аренду. Администрации от нефтяников поступило заявление о заключении соглашения о сервитуте на часть арендуемого участка. В договоре аренды указано, что нефтяники на субаренду не имеют права. Можно ли заключить соглашение о сервитуте при наличии договора аренды? Можно ли заключить договор субаренды земельного участка без согласия собственника (которое Администрация не дала)?

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ сервитут представляет собой ограниченное право пользования земельным участком, предоставляемое собственнику соседнего земельного участка или иной недвижимости и устанавливаемое для обеспечения прохода и проезда через соответствующий земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных гл. V.3 ЗК РФ.
В силу п. 3 ст. 274 ГК РФ и п. 1 ст. 39.23 ЗК РФ установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, производится на основании соглашения, заключаемого в случаях, установленных гражданским законодательством, ЗК РФ, другими федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 39.24 ЗК РФ установлено, что в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.
Согласие на заключение соглашение об установлении сервитута по общему правилу требуется только в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, при этом такое согласие дает федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в ведении которого находятся эти предприятие, учреждение, то есть учредитель (пп. 2, 3 ст. 39.24 ЗК РФ).
Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком (п. 4 ст. 39.24 ЗК РФ).
Землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в течение десяти дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения (п. 3 ст. 39.24 ЗК РФ).
Из вопроса следует, что договор аренды земельного участка условий о необходимости получения согласия арендодателя на заключение соглашения об установлении сервитута не содержит. В этой связи с учетом вышеприведенных норм законодательства, по нашему мнению, такое соглашение уполномочены заключить арендатор земельного участка и лицо, требующее установление сервитута (в этой связи смотрите письмо Министерства экономического развития РФ от 26 июня 2015 г. N Д23и-2972 "О рассмотрении обращения", постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2021 г. N Ф07-8068/21 по делу N А21-2617/2020; постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2021 г. N 14АП-6303/21 по делу N А66-17054/2019: Как верно указал суд, из положений пункта 6 статьи 274 ГК РФ и статьи 39.24 ЗК РФ следует, что лицом, по соглашению с которым устанавливается сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду на срок более чем один год, является арендатор земельного участка. При недостижении соглашения с арендатором лицо, требующее установления сервитута, на основании статьи 274 ГК РФ вправе обратиться в суд с иском об установлении сервитута. Однако в рассматриваемом случае соглашение об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400099:13 заключено Администрацией и ООО "Евростор" без участия истца, которому данный земельный участок предоставлен в аренду по договору аренды от 27.12.2004 N 877-1. Сервитут, как разновидность вещного права (статья 216 ГК РФ), также предполагает возникновение у его обладателя прав пользования чужим земельным участком. Заключив соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400099:13, ответчики нарушили права истца как арендатора данного земельного участка, возникшие из ранее заключенного на длительный срок (48 лет) договора аренды).
В соответствии со ст. 39.25 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать:
1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;
2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи;
3) сведения о сторонах соглашения;
4) цели и основания установления сервитута;
5) срок действия сервитута;
6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;
8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;
9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
В силу п. 3 ст. 274 ГК РФ соглашение об установлении сервитута подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (постановление Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности");
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поступает землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение об установлении сервитута. В случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
При этом согласно п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Примерная форма соглашения об установлении сервитута части земельного участка (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Вопрос: На земельном участке, принадлежащем организации на праве собственности, находится имущество (трансформаторная подстанция), принадлежащее на праве собственности сторонней организации. Как оформить сервитут? Какие действия пошагово надо предпринять? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.)
- Вопрос: Чем необходимо руководствоваться при установлении сервитута и определении его площади (размера)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

2 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.