Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Правообладатель товарного знака узнал на интернет-сайте, принадлежащем ООО, о том, что его право нарушается использованием обозначения, сходного до степени смешения. Администратор заявляет, что не осуществляет размещение предложения о продаже товаров в то время, когда такое размещение осуществляется третьими лицами - продавцами товара, а ООО является информационным посредником, в связи с чем должно быть освобождено от ответственности по основаниям, предусмотренным положениями ст. 1253.1 ГК РФ. Содержание оферты, заключенной ООО с третьими лицами - продавцами, а также особенности организации хозяйственной деятельности ООО позволяют усомниться в правомерности вышеуказанного утверждения, так как ООО: является администратором сайта и имеет возможность проведения проверки размещаемого контента; получает вознаграждение фактически, не за предоставление возможности использования ресурсов интернет-сайта, но за количество проданного товара, с учетом его стоимости, т.е. процент от сделок; оказывает дополнительные услуги, такие как хранение, утилизация, доставка товара, при этом, доставка товара является обязательной услугой, оказываемой продавцам и покупателям со стороны ООО и подлежащей отдельной оплате; ООО самостоятельно вправе изменять стоимость товара, посредством предоставления скидок, проведения акций, использования других стимулирующих инструментов, без согласования с продавцами, что свидетельствует о существенной вовлеченности ООО именно в процесс продажи товара, но не оказания услуги по предоставлению возможности использования портала; самостоятельно осуществляет получение денежных средств от покупателей в безналичной форме. На основании каких критериев ООО можно признать информационным посредником?

Правообладатель товарного знака узнал на интернет-сайте, принадлежащем ООО, о том, что его право нарушается использованием обозначения, сходного до степени смешения. Администратор заявляет, что не осуществляет размещение предложения о продаже товаров в то время, когда такое размещение осуществляется третьими лицами - продавцами товара, а ООО является информационным посредником, в связи с чем должно быть освобождено от ответственности по основаниям, предусмотренным положениями ст. 1253.1 ГК РФ. Содержание оферты, заключенной ООО с третьими лицами - продавцами, а также особенности организации хозяйственной деятельности ООО позволяют усомниться в правомерности вышеуказанного утверждения, так как ООО: является администратором сайта и имеет возможность проведения проверки размещаемого контента; получает вознаграждение фактически, не за предоставление возможности использования ресурсов интернет-сайта, но за количество проданного товара, с учетом его стоимости, т.е. процент от сделок; оказывает дополнительные услуги, такие как хранение, утилизация, доставка товара, при этом, доставка товара является обязательной услугой, оказываемой продавцам и покупателям со стороны ООО и подлежащей отдельной оплате; ООО самостоятельно вправе изменять стоимость товара, посредством предоставления скидок, проведения акций, использования других стимулирующих инструментов, без согласования с продавцами, что свидетельствует о существенной вовлеченности ООО именно в процесс продажи товара, но не оказания услуги по предоставлению возможности использования портала; самостоятельно осуществляет получение денежных средств от покупателей в безналичной форме. На основании каких критериев ООО можно признать информационным посредником?

В соответствии с п. 1 ст. 1253.1 ГК РФ лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет, лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, - информационный посредник - несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных ГК РФ, при наличии вины с учетом особенностей, установленных пп. 2, 3 ст. 1253.1 ГК РФ.
В силу п. 3 ст. 1253.1 ГК РФ информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:
- он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;
- он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети Интернет, на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.
Правила ст. 1253.1 ГК РФ применяются в отношении лиц, предоставляющих возможность доступа к материалу или информации, необходимой для его получения, с использованием информационно-телекоммуникационной сети (п. 5 ст. 1253.1 ГК РФ).
Согласно п. 77 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное лицо информационным посредником, решается судом с учетом характера осуществляемой таким лицом деятельности. Если лицо осуществляет деятельность, которая указана в статье 1253.1 ГК РФ, то такое лицо признается информационным посредником в части осуществления данной деятельности. В случае если лицо осуществляет одновременно различные виды деятельности, то вопрос об отнесении такого лица к информационному посреднику должен решаться применительно к каждому виду деятельности.
Четких критериев, позволяющих однозначно разграничить деятельность информационных посредников и деятельность иных онлайн-площадок, до настоящего времени не выработано. Однако в судебной практике встречаются материалы, позволяющие выявить определенные подходы к решению данного вопроса.
Как указано в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 26 мая 2020 г. N С01-131/2020 по делу N А40-133459/2019, лицо, осуществляющее поддержку онлайн-магазина, прием оплаты за произведенный товар, консультирование покупателей, доставку оплаченного товара, действующее при этом в интересах лица, разместившего определенное изображение на товаре и предлагающего этот товар посредством сайта, действует как коммерческий посредник и информационным посредником не является. Необходимо однако отметить, что в данном деле ответчик, помимо услуг онлайн-площадки, осуществлял нанесение переданных заказчиками изображений на товар. Ссылка ответчика на то, что его деятельность имеет признаки классического маркетплейса, осуществляемого такими сервисами, как Яндекс.Маркет, Авито и другими, не признана судом обоснованной, так как в отличие от вышеназванных сервисов ответчик сам вводит создаваемые им с участием пользователей товары в гражданский оборот (постановление Суда по интеллектуальным правам от 14 мая 2020 г. N С01-346/2020 по делу N А40-133275/2019).
В ряде случаев суды косвенно признают, что одним из критериев, не позволяющих отнести владельца сайта к информационным посредникам, является получение оплаты за реализованный товар, услугу (постановление Суда по интеллектуальным правам от 28 февраля 2019 г. N С01-1216/2018 по делу N А40-43044/2018).
С учетом изложенного, полагаем, названная в вопросе организация не может считаться информационным посредником.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Ответ прошел контроль качества

13 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.