Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Согласно п. 23 указа мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (с изменениями и дополнениями) деятельность организаций, индивидуальных предпринимателей, предусмотренная пунктами 18.1, 18.2, 22 настоящего указа, осуществляется при условии соблюдения следующих ограничений: "23.1. Наличие у всех посетителей QR-кода, оформленного в соответствии с настоящим указом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим указом". Согласно приказу Минкультуры России от 22.06.2021 N 1023 с 28.06.2021 функционирование концертных организаций, находящихся на территории Москвы, осуществляется при условии одновременного присутствия не более 50% от общей вместимости места проведения концертных мероприятий с учетом принятия мер, предусмотренных п. 23 указа мэра Москвы от 22.06.2021 N 35-УМ (недопущение посетителей без QR-кода). Таким образом, концертные организациии, расположенные на территории Москвы, обязаны допускать на мероприятия только посетителей, имеющих QR-код. В случае, если посетителем был приобретен билет на мероприятие, но в день проведения мероприятия он не может быть допущен на концерт ввиду отсутствия у него QR-кода, обязана ли организация возвратить посетителю полную стоимость билета?

Согласно п. 23 указа мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (с изменениями и дополнениями) деятельность организаций, индивидуальных предпринимателей, предусмотренная пунктами 18.1, 18.2, 22 настоящего указа, осуществляется при условии соблюдения следующих ограничений: "23.1. Наличие у всех посетителей QR-кода, оформленного в соответствии с настоящим указом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим указом". Согласно приказу Минкультуры России от 22.06.2021 N 1023 с 28.06.2021 функционирование концертных организаций, находящихся на территории Москвы, осуществляется при условии одновременного присутствия не более 50% от общей вместимости места проведения концертных мероприятий с учетом принятия мер, предусмотренных п. 23 указа мэра Москвы от 22.06.2021 N 35-УМ (недопущение посетителей без QR-кода). Таким образом, концертные организациии, расположенные на территории Москвы, обязаны допускать на мероприятия только посетителей, имеющих QR-код.
В случае, если посетителем был приобретен билет на мероприятие, но в день проведения мероприятия он не может быть допущен на концерт ввиду отсутствия у него QR-кода, обязана ли организация возвратить посетителю полную стоимость билета?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Концертная организация обязана возвратить посетителю полную стоимость билета, если он не может быть допущен на концерт ввиду отсутствия у него QR-кода.

Обоснование вывода:
Согласно п. 23 указа мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - Указ) с 28 июня 2021 г. деятельность организаций, индивидуальных предпринимателей, предусмотренная пунктами 18.1, 18.2, 22 Указа, осуществляется при условии соблюдения ограничений, в т.ч.:
- наличия у всех посетителей QR-кода, оформленного в соответствии с Указом, за исключением случаев, предусмотренных Указом;
- обеспечения проведения проверки действительности QR-кода, предъявляемого посетителем и соответствия инициалов и даты рождения посетителя, содержащихся в QR-коде, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность такого гражданина;
- установления пунктов контроля и дополнительных ограждений в целях недопущения нахождения посетителей, не имеющих QR-кода.
Под данные ограничения в обязательном порядке подпадают концертные, развлекательные, зрелищные, спортивные мероприятия с зонами, не предусматривающими организацию посадочных мест (фан-зонами, танцполами и иными подобными местами), вне зависимости от количества одновременно присутствующих посетителей (п. 18.1 Указа), а также концертные, развлекательные, зрелищные, спортивные мероприятия с одновременным присутствием более 500 человек (п. 18.2 Указа). Для организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проведение концертных, развлекательных, зрелищных, спортивных мероприятий с одновременным присутствием до 500 человек (включительно), соблюдение вышеназванных требований рекомендовано (п. 18.4 Указа).
Как мы поняли из вопроса, на организацию распространяется административная обязанность не допускать нахождение в здании посетителей, не имеющих QR-кода. Недопущение ею на мероприятие посетителей, не имеющих QR-кода, с точки зрения гражданского законодательства, будет означать отказ концертной организации от исполнения договора с посетителями, мотивированный обязательными нормами Указа.
Пункт 2 ст. 782 ГК РФ позволяет исполнителю отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Последствием же расторжения договора в форме одностороннего отказа от него одной из сторон (п. 2 ст. 450.1 ГК РФ) в ситуации, когда до расторжения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство (либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение), в соответствии с п. 4 ст. 453 ГК РФ по общему правилу является возникновение обязательства из неосновательного обогащения*(1). Таким образом, на основании ст. 1102 ГК РФ*(2) концертная организация обязана возвратить недопущенному посетителю стоимость билета.
Отметим, что к рассматриваемой ситуации не применимы нормы чч. 9 и 10 ст. 52.1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" о последствиях отказа посетителя от посещения зрелищного мероприятия, в т.ч. о частичном возврате стоимости билета, поскольку речь идет об отказе самой концертной организации от исполнения договора с посетителем. К этому случаю, по нашему мнению, в порядке аналогии применима норма ч. 8 данной статьи, согласно которой в случае отмены, замены либо переноса зрелищного мероприятия посетителю по его инициативе возмещается в установленном организацией исполнительских искусств или музеем порядке полная стоимость билета организацией исполнительских искусств или музеем либо уполномоченным лицом, у которого был приобретен билет, если договором уполномоченного лица с организацией исполнительских искусств или музеем на данное уполномоченное лицо возложена обязанность по возмещению полной стоимости билета.
Введенное Указом обязательное правило поведения для концертной организации, на наш взгляд, очевидно, носит чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер, т.е. отвечает признакам обстоятельства непреодолимой силы (п. 8 постановления Пленума от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"). При этом оно находится в причинной связи с неисполнением концертной организацией своих обязательств перед посетителями. Поэтому в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ концертная организация не несет ответственности за нарушение этих обязательств (вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.). Иными словами, на нее не могут быть наложены штрафы, предусмотренные Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" или договором.
Однако норм, которые бы позволяли неосновательно обогатившемуся лицу при наличии обстоятельств непреодолимой силы не возвращать потерпевшему неосновательно приобретенное имущество, не существует. Поэтому мы полагаем, что концертная организация обязана возвратить посетителю полную стоимость билета, если он не может быть допущен на концерт ввиду отсутствия у него QR-кода.
К сожалению, материалы судебной практики по схожим обстоятельствам не обнаружены.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

12 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Судебная практика также подтверждает: если при одностороннем отказе от исполнения договора возмездного оказания услуг отсутствуют доказательства фактического оказания услуг, то исполнитель обязан возвратить предоплату как неосновательное обогащение (постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2018 г. N Ф05-1114/18 по делу N А40-8988/2017).
*(2) Поскольку под исключения, установленные ст. 1109 ГК РФ, данная ситуация не подпадает.