Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Общество арендует земельный участок у города Москвы. Разрешенное использование: для размещения административных зданий. Использование участка по договору: обеспечение научной деятельности (3.9) - земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17). Договор аренды содержит запрет на возведение на участке зданий и сооружений, конструкций. Можно ли возводить на участке временные сооружения (типа сборной металлической конструкции, ангара)? Каков порядок согласования их возведения?

Общество арендует земельный участок у города Москвы. Разрешенное использование: для размещения административных зданий. Использование участка по договору: обеспечение научной деятельности (3.9) - земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17). Договор аренды содержит запрет на возведение на участке зданий и сооружений, конструкций.
Можно ли возводить на участке временные сооружения (типа сборной металлической конструкции, ангара)? Каков порядок согласования их возведения?

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Таким образом, использование земельного участка, переданного в аренду, должно осуществляться в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, а также в соответствии с условиями договора аренды.
На основании ч. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ, за исключением прав, установленных пп. 2 п. 2 ст. 40 ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка, в числе прочего, имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Помимо этого, в силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в числе прочего, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Иными словами, для возведения сооружения, необходимо соблюдение вида разрешенного использования земельного участка, а также градостроительных регламентов, и иных предусмотренных законом норм и правил.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вид разрешенного использования земельного участка "обеспечение научной деятельности" (код 3.9) предусматривает размещение зданий и сооружений для обеспечения научной деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.9.1-3.9.3.
Код 3.9.1 "Обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях" подразумевает под собой размещение объектов капитального строительства, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного - космического пространства, зданий и сооружений, используемых в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (доплеровские метеорологические радиолокаторы, гидрологические посты и другие).
Код 3.9.2 "Проведение научных исследований" означает размещение зданий и сооружений, предназначенных для проведения научных изысканий, исследований и разработок (научно-исследовательские и проектные институты, научные центры, инновационные центры, государственные академии наук, опытно-конструкторские центры, в том числе отраслевые).
Код 3.9.3 "Проведение научных испытаний" включает в себя размещение зданий и сооружений для проведения изысканий, испытаний опытных промышленных образцов, для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки, научные и селекционные работы, ведение сельского и лесного хозяйства для получения ценных с научной точки зрения образцов растительного и животного мира.
В связи с изложенным в том случае, если предполагаемая для возведения конструкция соответствует приведенным в Классификаторе целям использования, нарушением вида разрешенного использования земельного участка ее возведение, по нашему мнению, являться не будет.
Отметим, что в соответствии ч.ч. 1, 2, 17 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 ст. 51 ГрК РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Выдача разрешения на строительство не требуется в том числе в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (п. 2 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). При этом под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
В свою очередь, некапитальные строения, сооружения - это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).
Также не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). Более подробно с критериями отнесения объектов недвижимости к числу вспомогательных можно ознакомиться в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 апреля 2020 г. N 3215-АБ/20 "Об объектах вспомогательного использования".
Таким образом, если временное сооружение является некапитальным строением (как указано в вопросе), то его возведение не предполагает получения разрешения на строительство и обусловлено только его соответствием виду разрешенного использования земельного участка, а также санитарным, противопожарным и иным нормам и правилам.
Однако, как было указано выше, обязательства по использованию земельного участка вытекают не только из содержания норм действующего законодательства, но также и из договоров. В рассматриваемой ситуации из содержания договора следует, что на земельном участке возведение сооружений и конструкций запрещено.
Принимая это во внимание, рекомендуем обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о внесении соответствующих изменений в договор аренды земельного участка, указав на возможность возведения некапитальных (временных) конструкций и сооружений в соответствии с кодом 3.9 Классификатора, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540).
Дополнительно сообщаем, что с целью внесения изменений в действующий договор аренды земельного участка постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" утверждены ряд административных регламентов:
- Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" (приложение 13);
- Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство" (приложение 14);
- Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке" (приложение 16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

9 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.