Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право На официальной сайте администрации муниципального образования (Краснодарский край) был размещен фотоматериал, который отражает соблюдение покупателями масочного режима в организациях торговли. Фотографирование производилось в общественном месте - торговом зале. Несовершеннолетние не являлись основным объектом исследования. Мать ребенка, случайно попавшего в объектив камеры, была возмущена тем, что без разрешения опубликовано фото ее несовершеннолетнего ребенка. Нарушает ли размещение таких фотографий на официальном сайте администрации действующее законодательство?

На официальной сайте администрации муниципального образования (Краснодарский край) был размещен фотоматериал, который отражает соблюдение покупателями масочного режима в организациях торговли. Фотографирование производилось в общественном месте - торговом зале.
Несовершеннолетние не являлись основным объектом исследования.
Мать ребенка, случайно попавшего в объектив камеры, была возмущена тем, что без разрешения опубликовано фото ее несовершеннолетнего ребенка.
Нарушает ли размещение таких фотографий на официальном сайте администрации действующее законодательство?

С точки зрения Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) фото-, видеоизображение гражданина, на основании которого можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, являются биометрическими персональными данными (ч. 1 ст. 11 Закона N 152-ФЗ). Соответственно, в контексте приведенной нормы отнесение сведений персонального характера к биометрическим персональным данным и их последующая обработка должны рассматриваться в рамках проводимых оператором мероприятий, направленных на установление личности конкретного лица, если иное не предусмотрено федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами (смотрите разъяснения Роскомнадзора от 30 августа 2013 г. по вопросам отнесения фото-, видеоизображений, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенностей их обработки).
Однако в рассматриваемом случае фотографирование производилось в общественном месте - торговом зале и цели идентификации граждан, попавших в объектив, не преследовало. Следовательно, положения ст. 11 Закона N 152-ФЗ к данным отношениям применению не подлежат.
Гражданское законодательство относит право на изображение к числу личных неимущественных прав, а само изображение - к числу неимущественных благ (гл. 8 ГК РФ). Право на охрану изображения гражданина сформулировано в ст. 152.1 ГК РФ, в силу которой обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.
Понятие "обнародование" раскрыто в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 25), где указано, что под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями ст. 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.
Согласие гражданина не требуется в случаях, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; гражданин позировал за плату.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 49 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) установлен запрет на распространение в средствах массовой информации сведений о личной жизни граждан, если от них самих или от их законных представителей не было получено на то согласие, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов. Пункт 2 ч. 1 ст. 50 Закона о СМИ допускает распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц. При этом к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Поскольку в рассматриваемой ситуации несовершеннолетние не являлись основным объектом исследования, фотографирование производилось в общественном месте, фотоматериал отражал соблюдение покупателями масочного режима*(1) в организациях торговли, то размещение таких фотографий на официальном сайте администрации, на наш взгляд, действующее законодательство не нарушает.
Напротив, обнародование таких фотографий, кроме всего прочего, освещает деятельность сотрудников полиции по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, в том числе и путем проведения рейдов в общественных местах с целью выявления правонарушителей законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, пресечения их противоправного поведения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

26 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подпункт 4 п. 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. N 129 "О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" обязывает граждан, проживающих (находящихся) на территории Краснодарского края, в числе прочего, использовать в объектах торговли, бытового обслуживания населения, транспортных средствах (поездах, автобусах и других видах общественного транспорта), в зданиях вокзалов и аэропортов, а также в других местах с массовым пребыванием людей средства индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека.