Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право На территории муниципального района деятельность по сбору и вывозу мусора осуществляется специализированной организацией в связи с отсутствием регионального оператора. Относятся ли отходы к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО), образующимся при содержании зеленых насаждений (листва, ветки, древесные остатки), при капитальном ремонте помещений, при демонтаже зданий и сооружений, или данные отходы относятся к крупногабаритным отходам (далее - КГО)? Обязана ли специализированная организация осуществлять сбор и вывоз указанных отходов в рамках действующего договора на вывоз ТКО на территории муниципального образования, или в целях сбора и вывоза указанных выше отходов следует заключать отдельный договор на вывоз КГО?

На территории муниципального района деятельность по сбору и вывозу мусора осуществляется специализированной организацией в связи с отсутствием регионального оператора.
Относятся ли отходы к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО), образующимся при содержании зеленых насаждений (листва, ветки, древесные остатки), при капитальном ремонте помещений, при демонтаже зданий и сооружений, или данные отходы относятся к крупногабаритным отходам (далее - КГО)? Обязана ли специализированная организация осуществлять сбор и вывоз указанных отходов в рамках действующего договора на вывоз ТКО на территории муниципального образования, или в целях сбора и вывоза указанных выше отходов следует заключать отдельный договор на вывоз КГО?

1. В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.
Отметим, что Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривался поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года. Вместе с тем в указанный период продолжают функционировать индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО. Указанные субъекты хозяйственной деятельности соответствуют статусу операторов по обращению с ТКО, установленному в ст. 1 Закона N 89-ФЗ, положения которого не содержат никаких дополнительных условий (письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 февраля 2017 г. N АС-06-02-36/3591, разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 января 2017 г.).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила).
2. Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Отметим, что согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 21 июля 2020 г. N 08-25-53/18336 "Об отнесении образующихся в процессе содержания зеленых насаждений отходов к ТКО", отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом N 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.
Вместе с тем согласно п. 3 Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила определения нормативов накопления ТКО) в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. В свою очередь, Методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категорий объектов, на которых образуются ТКО.
Таким образом, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО. В соответствии с ЖК РФ под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ исполнителем работ.
В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.
На основании изложенного растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией, по нерегулируемой цене.
3. Согласно п. 1 Правил под крупногабаритными отходами (КГО) понимаются твердые коммунальные отходы, такие как мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений (т.е. от мер, направленных на поддержание несущих конструкций здания и инженерных коммуникаций в исправном состоянии) и др., размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО.
Способы складирования КГО:
1) бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
2) на специальных площадках для складирования КГО.
В связи с тем, что площадки для складирования КГО могут быть расположены не в непосредственной близости от источника их образования, п. 12 Правил предусматривается, что потребители имеют самостоятельную возможность доставить КГО на площадку для их складирования, определенную договором на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Согласно п. 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" крупногабаритные отходы - отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.
С учетом положений Правил в части определения крупногабаритных отходов, их складирования, а также Правил определения нормативов накопления ТКО (в отношении проведения замеров с использованием бункеров, в которые складируются крупногабаритные отходы) крупногабаритные отходы должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 N 08АП-11486/19).
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом следует отметить, что в силу п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом подразумевается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Как следует из письма Минстроя России от 25.09.2018 N 43298-ОГ/06 "Об отходах, образующихся при уборке придомовой территории и от текущего ремонта жилых помещений", отходы при капитальном ремонте жилых помещений не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора. Их вывоз производится по отдельному договору с региональным оператором или иной специализированной компанией за дополнительную плату.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 сентября 2018 г. N 43298-ОГ/06;
- информация Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 января 2019 г. "Ответы на часто задаваемые вопросы "Горячей линии" системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)";
- письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 октября 2019 г. N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО";
- Регулирование деятельности в области обращения с ТКО (журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2019 г., с. 52-59).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

11 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.