Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право До 1 мая 2020 года был куплен билет на самолет. Авиакомпания сообщила, что рейс отменен, предложила оформить заявку на возврат денег, на словах сказали, что в течение трех дней все деньги вернут. Деньги не вернули, телефон перестал отвечать, ни на почту, ни по каким каналам связи нет. Какие доказательства собрать для суда? На какие нормы права ссылаться в иске? Можно ли иск подать по своему месту жительства по Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей"? Какая неустойка будет применяться? В случае, если билет приобретен не у авиакомпании, то как поступить? Правда ли, что введен закон, согласно которому авиакомпании могут не возвращать деньги, а выдать сертификат?

До 1 мая 2020 года был куплен билет на самолет. Авиакомпания сообщила, что рейс отменен, предложила оформить заявку на возврат денег, на словах сказали, что в течение трех дней все деньги вернут. Деньги не вернули, телефон перестал отвечать, ни на почту, ни по каким каналам связи нет.
Какие доказательства собрать для суда? На какие нормы права ссылаться в иске? Можно ли иск подать по своему месту жительства по Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей"? Какая неустойка будет применяться? В случае, если билет приобретен не у авиакомпании, то как поступить? Правда ли, что введен закон, согласно которому авиакомпании могут не возвращать деньги, а выдать сертификат?

К правоотношениям между авиаперевозчиком и пассажиром применяются нормы законодательства о защите прав потребителей.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
К числу таких услуг относится перевозка пассажиров воздушным транспортом (ст. 786 ГК РФ).
Отметим также, что в соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 17), если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор перевозки ), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
В настоящее время порядок осуществления регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа регулируется Воздушным кодексом РФ (ВК РФ) и изданными для его исполнения иными подзаконными нормативно-правовыми актами, в частности, правилами воздушных перевозок (п. 1 ст. 102 ВК РФ).

Соблюдение досудебного претензионного порядка

В случае прекращения договора воздушной перевозки по инициативе перевозчика, пассажир имеет право на предъявление требования к перевозчику в том числе о вынужденном отказе от перевозки в связи с отменой рейса и, соответственно, о возврате всей суммы, потраченной на приобретение проездных документов.
При этом согласно п. 23 постановления Пленума ВС РФ N 17 до подачи искового заявления в суд в данной ситуации необходимо соблюсти обязательный претензионный порядок урегулирования спора.

Порядок обращения в суд, сроки обращения, штраф

В настоящее время, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции на территории РФ, договоры воздушной перевозки исполняются с особенностями (смотрите Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 июля 2020 г. N 991 (далее - Положение).
Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 18 марта 2020 г., - по всем внутренним воздушным перевозкам и международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.
Согласно п.п. "б" п. 3 Положения перевозчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (отменить рейс), что и произошло в рассматриваемом случае, и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату.
Однако обратиться с заявлением о возврате денежных средств пассажир сможет лишь по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете. До этого времени перевозчик обязан принять сумму или часть сумы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.
Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами (п. 5 Положения).
Подать заявление о возврате провозной платы досрочно вправе лишь лицо, признанное инвалидом I или II группы, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 6 Положения).
ВК РФ порядок обращения в суд не регламентирован, соответственно, в рассматриваемом случае, пассажиру следует руководствоваться законодательством о защите прав потребителей, в соответствии с которым иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по выбору истца. Также при обращении в суд истец освобождается от уплаты государственной пошлины (п. 2, п. 3 ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей").
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, независимо о того, заявлялось ли такое требование в ходе судебного разбирательства (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-I, п. 46 Постановления Пленума ВС РФ N 17).

Доказательства

Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. По общему правилу каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ). При этом, как разъяснил Пленум ВС РФ, при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

Приобретение билетов через агрегатора

Полагаем также, что в случае приобретения билета через агрегатора обратиться с претензией, а также предъявить требования о возврате денежных средств можно также к авиаперевозчику, поскольку неисполненный договор перевозки заключался не между агрегатором и пассажиром, а между авиаперевозчиком и пассажиром. В данном случае агрегатор всего лишь являлся посредником между пассажиром и авиакомпанией.
Отметим, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов. За более подробными разъяснениями сложившейся ситуации предлагаем обратиться в Федеральное агентство воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация), задав вопрос на официальном сайте ведомства в разделе "Запрос в приемную", перейдя по ссылке: https://favt.ru/obrawenija-grazhdan-obwestvennaja-priemnaja/.

К сведению:
Согласно п. 1 Поручения Правительства РФ от 26 марта 2020 г. "О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 25 марта 2020 года" регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полётов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД России), а также полётов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации, было прекращено Росавиацией с 00 ч. 00 мин. 27 марта 2020 года.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 августа 1998 г. N 64-ВПР98-8;
- апелляционное определение Яковлевского районного суда Белгородской области от 22 апреля 2019 г. по делу N 11-41/2019;
- апелляционное определение Мирнинского городского суда Архангельской области от 15 января 2019 г. по делу N 11-1/2019.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария

Ответ прошел контроль качества

21 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.