Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Организация имеет лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта (далее - ОПО). С 01.01.2020 произойдет слияние (поглощение) компании с другой компанией. Две организации фактически осуществляют деятельность в рамках одного бизнеса. В настоящее время происходит процесс реорганизации, по окончании которого деятельность будет вести только одна организация. Первая из организаций (лицензиат) с 01.01.2020 передает оборудование и переводит работников во вторую организацию, при этом в связи с необходимостью решения ряда финансовых вопросов прекращение этой организации (внесение записи в ЕГРЮЛ о ее прекращении) состоится позднее, в марте. Возможна ли работа производства, если лицензия в стадии оформления? Возможна ли работа, если ОПО находится в стадии регистрации?

Организация имеет лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта (далее - ОПО). С 01.01.2020 произойдет слияние (поглощение) компании с другой компанией. Две организации фактически осуществляют деятельность в рамках одного бизнеса. В настоящее время происходит процесс реорганизации, по окончании которого деятельность будет вести только одна организация. Первая из организаций (лицензиат) с 01.01.2020 передает оборудование и переводит работников во вторую организацию, при этом в связи с необходимостью решения ряда финансовых вопросов прекращение этой организации (внесение записи в ЕГРЮЛ о ее прекращении) состоится позднее, в марте.
Возможна ли работа производства, если лицензия в стадии оформления? Возможна ли работа, если ОПО находится в стадии регистрации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Продолжение производственной деятельности после 01.01.2020 возможно при условии, что компания, фактически осуществляющая эксплуатацию опасного производственного объекта, будет иметь необходимую для этого лицензию. При этом в государственный реестр опасных производственных объектов необходимо будет внести сведения, связанные со сменой эксплуатирующей организации.

Обоснование позиции:
По смыслу п.п. 1 и 3 ст. 49 ГК РФ право осуществлять лицензируемые виды деятельности является элементом правоспособности юридического лица, возникающим с момента получения им лицензии. Как отметил Двенадцатый ААС в постановлении от 08.09.2015 N 12АП-7823/15, действующее законодательство РФ связывает момент начала осуществления хозяйствующим субъектом лицензируемого вида деятельности с моментом получения соответствующей лицензии (смотрите также постановление ФАС Уральского округа от 10.09.2013 N Ф09-8853/13). Из п.п. 2, 5, 6 ст. 3, ч.ч.1 и 3 ст. 13 и ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) следует, что лицензия выдается конкретному юридическому лицу, которое обращалось в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии и представило документы, подтверждающие его соответствие лицензируемым требованиям.
Согласно п. 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утверждено постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492, далее - Положение) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности как лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению к этому Положению.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством.
Организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие опасные производственные объекты (ОПО, объекты), обязаны представить в Ростехнадзор*(1) сведения, характеризующие такой объект, для его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - государственный реестр) (п. 5 постановления Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 (далее - Постановление N 1371), п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением N 1371, далее - Правила).
Понятие эксплуатации применительно к ОПО не раскрывается ни в Законе N 116-ФЗ, ни в Правилах. Однако, как следует из ч. 2 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, п. 2 Положения, организацией, эксплуатирующей ОПО, является организация, которая фактически выполняет на объекте работы, указанные в приложении к упомянутому Положению.
Таким образом, лицензия, предусмотренная п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, выдается на эксплуатацию конкретного объекта при соблюдении требований, обозначенных в п. 4 Положения, с указанием его места нахождения (постановления АС Западно-Сибирского округа от 26.09.2016 N Ф04-3678/16, Первого ААС от 27.01.2017 N 01АП-9699/16). Но она выдается организации, которая фактически эксплуатирует этот объект, то есть выполняет на нем работы из перечня, предусмотренного приложением к Положению.
При смене эксплуатирующей организации в государственный реестр вносятся изменения, связанные с исключением ОПО, при этом объекту присваивается иной регистрационный номер (соответствующий новому владельцу) (п. 20 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495).
В рассматриваемом случае, как указано в вопросе, компании реорганизуются в форме слияния, следовательно, правоспособность компании, имеющей лицензию, прекратится в момент внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о прекращении этого юридического лица (п. 3 ст. 49 ГК РФ). До этого момента компания сохраняет правоспособность и вправе осуществлять деятельность, для занятия которой ей выдана лицензия (абзац второй п. 3 ст. 49 ГК РФ, п. 3 ч. 12 ст. 20 Закона N 99-ФЗ).
Вместе с тем, как мы поняли из вопроса, деятельность компании, имеющей лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, фактически прекратится с 01.01.2020, хотя сведения о прекращении этого юридического лица будут внесены в ЕГРЮЛ позднее. Несмотря на то, что деятельность двух компаний взаимосвязана (по существу осуществляется в рамках одного бизнеса, как указано в вопросе), лицензия на эксплуатацию ОПО выдана конкретному юридическому лицу, и иная организация не вправе осуществлять эксплуатацию ОПО на основании этой лицензии.
Поэтому, если указанная в вопросе производственная деятельность, связанная с эксплуатацией ОПО, с 01.01.2020 фактически будет осуществляться другой компанией, участвующей в реорганизации, именно эта компания будет признаваться эксплуатирующей организацией в отношении такого объекта и должна будет иметь лицензию на такую эксплуатацию, а также обязана будет внести изменения в государственный реестр в связи со сменой эксплуатирующей организации.
Эксплуатация ОПО в отсутствие необходимой для этого лицензии является правонарушением (ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, постановления Восьмого ААС от 27.08.2019 N 08АП-8905/19 и от 23.01.2018 N 08АП-14904/17, Пятого ААС от 11.05.2018 N 05АП-2436/18, Одиннадцатого ААС от 08.08.2016 N 11АП-8289/16, решение Московского городского суда от 28.02.2019 по делу N 7-1991/2019).
Таким образом, как мы полагаем, вторая из компаний в этой ситуации вправе будет осуществлять деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта, на занятие которой была получена лицензия первой компанией, только при наличии у нее аналогичной лицензии. Соответственно, если эта компания фактически будет эксплуатировать объект (выполнять на нем работы, составляющие лицензируемый вид деятельности) с использованием имущества (оборудования и т.д.) компании лицензиата, то именно вторая компания будет признаваться эксплуатирующей организацией для целей законодательства о лицензировании и законодательства, регулирующего отношения в сфере обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, несмотря на то, что право собственности на соответствующее имущество до завершения реорганизации остается у первой компании (п. 3 ст. 49, п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 129 ГК РФ).
Подчеркнем, что изложенный вывод является нашим экспертным мнением, которое основано на информации, содержащейся в вопросе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

25 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В ряде случаев регистрация объектов осуществляется иными федеральными органами исполнительной власти, а также государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (п. 3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371).