Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности (Республика Крым), установлен публичный сервитут для размещения промышленной площадки для целей недропользования в соответствии с лицензией. Обладателем публичного сервитута заключено соглашение о плате за публичный сервитут. Права обладателя сервитута установлены ст. 39.50 Земельного кодекса РФ. На территории промышленной площадки необходимо выделить небольшой участок для размещения материалов и техники другой сторонней организации, которая оказывает услуги правообладателю сервитута (склад взрывчатых веществ). Существует ли правовой механизм передачи прав пользования на часть земельного участка, находящегося в пользовании на правах сервитута? Возможно ли заключение договора на размещение склада между обладателем сервитута и подрядной организацией с определением границ территории на промышленной площадке карьера?

В отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности (Республика Крым), установлен публичный сервитут для размещения промышленной площадки для целей недропользования в соответствии с лицензией. Обладателем публичного сервитута заключено соглашение о плате за публичный сервитут. Права обладателя сервитута установлены ст. 39.50 Земельного кодекса РФ. На территории промышленной площадки необходимо выделить небольшой участок для размещения материалов и техники другой сторонней организации, которая оказывает услуги правообладателю сервитута (склад взрывчатых веществ). Существует ли правовой механизм передачи прав пользования на часть земельного участка, находящегося в пользовании на правах сервитута? Возможно ли заключение договора на размещение склада между обладателем сервитута и подрядной организацией с определением границ территории на промышленной площадке карьера?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством не предусмотрен какой-либо правовой механизм передачи прав пользования на часть земельного участка, находящегося в пользовании на правах сервитута, от обладателя сервитута к третьим лицам.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). В п. 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, также указано, что сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника объекта недвижимости иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему объектом.
По своей правовой природе сервитут является ограниченным вещным правом на земельный участок. Иными словами, сервитут предполагает установление права пользования земельным участком (либо частью земельного участка) при сохранении владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком за его правообладателем (п. 2 ст. 274 ГК РФ, п. 5 ст. 23 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Такой сервитут является публичным сервитутом. Цели, для которых устанавливается публичный сервитут, определены в п. 4 ст. 23 ЗК РФ.
На основании п. 3 ст. 39.50 ЗК РФ обладатель публичного сервитута вправе в установленных границах публичного сервитута осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, в том числе:
1) осуществлять доступ на земельный участок по графику, установленному соглашением об осуществлении публичного сервитута, и при условии заблаговременного уведомления об этом правообладателя земельного участка, а в случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий незамедлительно;
2) осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений, а также создание временных или вспомогательных сооружений, необходимых для таких строительства, реконструкции, ремонта;
3) осуществлять доставку, складирование и вывоз строительных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений, провоз и размещение строительной техники, которые необходимы для строительства, реконструкции, ремонта объектов в случае установления публичного сервитута, в целях, предусмотренных пп. 1-4 ст. 39.37 ЗК РФ;
4) осуществлять консервацию и снос сооружений, принадлежащих обладателю публичного сервитута;
5) выполнять иные работы, необходимые в целях установленного публичного сервитута.
Отметим, что на территории Республики Крым действует Закон Республики Крым от 15 сентября 2014 г. N 74-ЗРК "О размещении инженерных сооружений" (далее - Закон N 74-ЗРК), в соответствии с п. 2 ст. 4 которого публичный сервитут является правом лица на ограниченное пользование землями или земельными участками и устанавливается в целях обеспечения следующих видов деятельности:
1) размещения инженерных сооружений;
2) размещения объектов недропользования и их неотъемлемых принадлежностей;
3) проведения изыскательских и исследовательских работ, а также складирования строительных материалов и размещения временных построек для целей, указанных в настоящей части.
Согласно ч. 7 ст. 5 Закона N 74-ЗРК установление публичного сервитута дает право обладателю публичного сервитута или действующему по соглашению с ним лицу осуществлять:
1) проход, проезд и провоз строительных и иных материалов через (на) обслуживающий земельный участок для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и эксплуатации инженерных сооружений и объектов недропользования;
2) строительство временных или вспомогательных сооружений (в том числе ограждений, бытовок, навесов и др.), складирования строительных и иных материалов на обслуживающих земельных участках;
3) эксплуатацию, текущее содержание и охрану объектов, размещенных в границах публичных сервитутов;
4) консервацию и снос принадлежащих обладателю сервитута объектов;
5) земляные работы и рекультивацию земель в границах публичных сервитутов;
6) рубку лесных насаждений в границах публичных сервитутов.
Таким образом, ни федеральное, ни региональное законодательство не содержат положений, позволяющих обладателю публичного сервитута передавать каким-либо образом право пользования земельным участком (частью земельного участка), обремененного сервитутом, третьим лицам. При обременении сервитутом земельного участка (либо его части) право распоряжаться этим земельным участком сохраняется за его правообладателем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

6 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.