Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Производитель по договору поставки поставил товар покупателю 20.12.2014. Производитель установил гарантийный срок на товар 3 года. Покупатель, в свою очередь, поставил товар конечному покупателю 16.01.2015, установив гарантийный срок на товар 2 года. Конечный покупатель 01.09.2017 заявляет отказ от исполнения договора и требование о возврате денежных средств за поставку некачественного товара покупателю. Суд удовлетворяет 01.11.2019 требование конечного покупателя, применив к отношениям общий срок исковой давности три года. 2 ноября 2019 года покупатель предъявляет регрессное требование к производителю о взыскании присужденных денежных средств за некачественный поставленный товар, ссылаясь на то, что претензионные требования конечным покупателем предъявлены 01.09.2017 (в пределах гарантийного срока). Официально претензия от покупателя производителю с 20.12.2014 по 01.11.2019 не направлялась. Насколько правомерны требования покупателя к производителю?

Производитель по договору поставки поставил товар покупателю 20.12.2014. Производитель установил гарантийный срок на товар 3 года. Покупатель, в свою очередь, поставил товар конечному покупателю 16.01.2015, установив гарантийный срок на товар 2 года. Конечный покупатель 01.09.2017 заявляет отказ от исполнения договора и требование о возврате денежных средств за поставку некачественного товара покупателю. Суд удовлетворяет 01.11.2019 требование конечного покупателя, применив к отношениям общий срок исковой давности три года. 2 ноября 2019 года покупатель предъявляет регрессное требование к производителю о взыскании присужденных денежных средств за некачественный поставленный товар, ссылаясь на то, что претензионные требования конечным покупателем предъявлены 01.09.2017 (в пределах гарантийного срока). Официально претензия от покупателя производителю с 20.12.2014 по 01.11.2019 не направлялась.
Насколько правомерны требования покупателя к производителю?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Покупатель вправе предъявить к производителю товара регрессное требование о возмещении убытков в виде сумм, взысканных с него его покупателем за некачественный поставленный товар.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 518 ГК РФ покупатель по договору поставки, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В соответствии с п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В соответствии с п. 2 ст. 470 ГК РФ в том случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока). Гарантия представляет собой обязательство, по которому продавец ручается за то, что товар будет соответствовать требованиям о качестве в течение предусмотренного договором времени (смотрите постановление Восьмого ААС от 30.06.2009 N 08АП-3374/2009). Пункт 2 ст. 476 ГК РФ предусматривает, что в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы. Таким образом, бремя доказывания того, что недостатки товара возникли уже после передачи его покупателю и не вызваны причинами, возникшими до передачи товара покупателю, возлагается на самого продавца (смотрите постановления Президиума ВАС РФ от 29.10.2002 N 5001/02, ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2008 N А17-5648/2007, ФАС Уральского округа от 05.04.2010 N Ф09-2063/10-С3, постановление АС Северо-Кавказского округа от 17.09.2019 N Ф08-7752/19, постановление АС Центрального округа от 15.07.2019 N Ф10-2860/19).
В силу п. 3 ст. 477 ГК РФ, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
Таким образом, гарантийный срок ограничивает право покупателя предъявлять претензии по качеству товара, но только временем их обнаружения, претензия может быть выставлена и после окончания этого срока. Главное - наличие доказательств, что недостатки были выявлены именно в течение гарантийного срока.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (смотрите постановление Семнадцатого ААС от 27.12.2010 N 17АП-12276/2010, постановление Двадцатого ААС от 27.03.2012 N 20АП-602/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2009 (определением ВАС РФ от 12.03.2010 N ВАС-2778/10 в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра отказано)).
При этом следует исходить из того, что каждый договор является самостоятельной сделкой (ст. 153, ст. 420 ГК РФ) и устанавливает отдельные обязательства (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ), которые порождают обязанности только для его сторон, но не для третьих лиц (п. 3 ст. 308 ГК РФ). Взаимосвязь между исполнением обязательств разными лицами устанавливается законом для отдельных случаев, преимущественно для встречных обязательств - обязательств, исполнение которых одной из сторон обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств (п. 1 ст. 328 ГК РФ). Сказанное относится и к договорам поставки, заключенным одним и тем же лицом, для приобретения товара с другим лицом и для последующей продажи того же товара - с третьим лицом. По первому договору это лицо выступает покупателем по отношению к другому лицу и имеет все те же права, что и его покупатель по другому договору. Значение имеет только факт нарушения обязательства - поставка некачественного товара, которая должна быть тем или иным образом зафиксирована. При этом тому, когда и кем именно был зафиксирован этот факт, закон также значения не придает.
Таким образом, покупатель вправе воспользоваться правами, предоставленными ему законом, независимо от того, является ли он собственником товара на момент предъявления требования или нет, выявлены ли недостатки при его участии или он не проявлял интереса у процессу их выявления и анализа (смотрите также, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18.03.2013 по делу N А53-17480/2012, Девятнадцатого ААС от 23.12.2015 по делу N 19АП-6264/15).

К сведению:
Понятие убытков раскрывается в п. 2 ст. 15 ГК РФ, к ним относится, в частности, и реальный ущерб - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. Возмещению подлежат не только уже фактически произведенные, но и предстоящие расходы, находящиеся в причинной связи с нарушением (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25). Следовательно, реальный ущерб может быть возмещен при условии, что он носит реальный, а не предположительный характер (определение КС РФ от 22.04.2014 N 760-О). Иными словами, убытки, составляющие реальный ущерб, необходимо документально подтвердить: договорами, сметой, заключением эксперта и т.д., хотя подтверждение фактических выплат в пользу третьих лиц на момент предъявления соответствующего требования не обязательно. В описанной ситуации, полагаем, вполне надлежащим подтверждением будет решение суда о взыскании денежных средств в пользу третьего лица за перепродажу того же некачественного товара.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

19 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.