Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Поставщик (ООО) поставил покупателю (ИП) товар. Договор поставки не заключался. Договор купли-продажи путем составления единого документа не оформлялся, покупателю от поставщика было направлено коммерческое предложение, содержащее все существенные условия договора поставки, в котором также было указано, что доставка товара осуществляется путем самовывоза. Товар был оплачен покупателем на основании счета. Поставщик уведомил покупателя о готовности товара к отгрузке, покупатель направил по электронной почте письмо с указанием, какому экспедитору следует передать товар. Поставщик передал товар экспедитору, составил поручение экспедитору, в котором в качестве заказчика и отправителя указал поставщика. В строке "подпись клиента" расписался представитель поставщика, проставил свою печать. В качестве особых отметок было указано, что доставка оплачивается грузополучателем. При принятии груза к перевозке представитель экспедитора расписался в товарной накладной по форме ТОРГ-12 о том, что принял груз (без указания основания). Транспортная накладная не оформлялась. Покупатель выставил поставщику претензию с требованием о замене некачественного товара. Вправе ли покупатель предъявлять претензии поставщику относительно замены некачественного товара? Кто является собственником товара в данной ситуации и кому принадлежит право требования возмещения ущерба от экспедитора (поставщику или покупателю)?

Поставщик (ООО) поставил покупателю (ИП) товар. Договор поставки не заключался. Договор купли-продажи путем составления единого документа не оформлялся, покупателю от поставщика было направлено коммерческое предложение, содержащее все существенные условия договора поставки, в котором также было указано, что доставка товара осуществляется путем самовывоза. Товар был оплачен покупателем на основании счета. Поставщик уведомил покупателя о готовности товара к отгрузке, покупатель направил по электронной почте письмо с указанием, какому экспедитору следует передать товар. Поставщик передал товар экспедитору, составил поручение экспедитору, в котором в качестве заказчика и отправителя указал поставщика. В строке "подпись клиента" расписался представитель поставщика, проставил свою печать. В качестве особых отметок было указано, что доставка оплачивается грузополучателем. При принятии груза к перевозке представитель экспедитора расписался в товарной накладной по форме ТОРГ-12 о том, что принял груз (без указания основания). Транспортная накладная не оформлялась. Покупатель выставил поставщику претензию с требованием о замене некачественного товара.
Вправе ли покупатель предъявлять претензии поставщику относительно замены некачественного товара?
Кто является собственником товара в данной ситуации и кому принадлежит право требования возмещения ущерба от экспедитора (поставщику или покупателю)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Покупатель не вправе предъявлять претензии поставщику относительно качества товара в части видимых недостатков (повреждений). Собственником товара является покупатель, который имеет право предъявлять требования о возмещении ущерба к экспедитору.

Обоснование вывода:
Коммерческое предложение, содержащее все существенные условия договора, направленное потенциальному покупателю, является офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (в частности, оплата поставляемого товара) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п. 3 ст. 438, п. 3 ст. 434 ГК РФ). Таким образом, в рассматриваемом случае между сторонами был заключен договор купли-продажи на условиях, изложенных в коммерческом предложении. Доставка товара покупателю в рассматриваемой ситуации не входила в обязанности поставщика.
По общему правилу, предусмотренному ст. 223 ГК РФ, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента её передачи, если иное не предусмотрено договором или законом. Момент исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется в соответствии с положениями п.п. 1 и 2 ст. 458 ГК РФ. Так, согласно п. 2 ст. 458 ГК РФ, если из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю (в рассматриваемой ситуации в момент передачи товара поставщиком экспедитору на складе поставщика). Отметим, что данное правило применяется независимо от того, кем именно - продавцом или покупателем - заключен договор с перевозчиком (экспедитором).
Кроме того, следует учитывать правила перехода риска случайной гибели или повреждения товара: если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю (п. 1 ст. 459 ГК РФ), которая, как уже указывалось, определяется по правилам ст. 458 ГК РФ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, поскольку договором купли-продажи не предусмотрено иное, право собственности, а также риск случайной гибели или случайного повреждения товара перешли к покупателю в момент передачи товара поставщиком экспедитору на складе поставщика.
В соответствии с п. 1 ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Из приведенных норм в совокупности следует, что в том случае, когда перевозчик (экспедитор) принял товар без указания в документах видимых недостатков, по общему правилу покупатель не вправе предъявлять претензии, связанные с такими недостатками, продавцу.
При этом судебная практика исходит из того, что в этом случае отсутствие подписанного уполномоченным представителем покупателя товаросопроводительного документа (товарной накладной и т.п.) не имеет решающего значения в целях определения момента исполнения обязанности по передаче товара. Решающее значение имеет факт передачи товара перевозчику или организации связи, который устанавливается на основании документов, оформляемых без участия покупателя (смотрите, например, постановления Восьмого ААС от 25.12.2014 N 08АП-12416/14, Пятнадцатого ААС от 29.04.2014 N 15АП-4401/14, Семнадцатого ААС от 18.04.2013 N 17АП-3370/13, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.05.2018 N Ф06-31738/18, постановление АС Московского округа от 22.05.2017 N Ф05-9429/16, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.07.2014 N Ф02-3031/14, а также постановление ФАС Поволжского округа от 22.10.2009 N А55-5284/2009 и определение ВАС РФ от 01.03.2010 N ВАС-1321/10). В связи с этим тем более не имеет значение подписание документов о приемке товара неуполномоченным лицом. Как отмечается в этой связи в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 31.08.2016 N Ф04-4139/16, "юридически значимым обстоятельством является не наличие полномочий у военного представителя действовать от имени истца применительно к статье 182 ГК РФ, а доказанность факта исполнения ответчиком обязательства по передаче товара".
Из положений п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) следует, что экспедитор несет ответственность в виде возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, в том случае, если на него возложено обязательство по доставке груза (смотрите также п. 8 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом ВС РФ 20.12.2017). При этом в силу п. 2 ст. 12 Закона N 87-ФЗ право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет, в частности, клиент или получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции.
Таким образом, в рассматриваемом случае покупатель (получатель груза) имеет право предъявлять требование о возмещении экспедитором ущерба, вызванного повреждением груза, независимо от того, кто будет признан надлежащей стороной по договору транспортной экспедиции: поставщик или покупатель. При этом при рассмотрении спора судом суд в любом случае будет оценивать ситуацию исходя из представленных сторонами доказательств, ни одно из которых не имеет для него обязательной силы, но все должны быть оценены судом в совокупности, по внутреннему убеждению самого суда (ст. 71 АПК РФ).

Ответ подготовил:
Экперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

2 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.