Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Некоммерческая организация (союз) зарегистрирована в 1992 году. Последняя редакция устава зарегистрирована в 1998 году. Сейчас у организации сменился адрес, нужно внести изменения в Устав. Нужно ли перерегистрировать организацию при изменении Устава, или достаточно зарегистрировать новую редакцию Устава? Какие документы потребуются в этом случае для Минюста?

Некоммерческая организация (союз) зарегистрирована в 1992 году. Последняя редакция устава зарегистрирована в 1998 году. Сейчас у организации сменился адрес, нужно внести изменения в Устав.
Нужно ли перерегистрировать организацию при изменении Устава, или достаточно зарегистрировать новую редакцию Устава? Какие документы потребуются в этом случае для Минюста?

Прежде всего отметим, что законодательством не предусмотрена перерегистрация в отношении юридических лиц, зарегистрированных ранее вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Последний, действительно, вступил в силу только с 1 июля 2002 года, и именно с указанной даты было начато формирование Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Юридические лица, зарегистрированные ранее указанной даты, обязаны были в течение шести месяцев представить в регистрирующие органы необходимые сведения для включения в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 26 данного Закона).
Между тем, как следует из вопроса, сведению о союзе содержатся в ЕГРЮЛ. При этом напомним, что регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Закона N 129-ФЗ, являются частью федерального информационного ресурса.
Иными словами, в рассматриваемой ситуации регистрировать организацию вновь (либо осуществлять некую "перерегистрацию"), в том числе и по причине изменения ее адреса, не требуется.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Согласно же п. 3 ст. 54 ГК РФ и пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Сведения о месте нахождения некоммерческой организации (далее - НКО), а значит, и союза, должны содержаться в ее уставе (п. 5 ст. 54 ГК РФ, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; далее - Закон N 7-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что в уставе союза в качестве места нахождения организации достаточно указать наименование населенного пункта (муниципального образования), в пределах которого находится конкретный адрес, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Этот адрес должен быть указан в ЕГРЮЛ. Тем не менее, закону не противоречит и детализация в уставе сведений о месте нахождения союза с указанием его конкретного адреса.
В последнем случае смена адреса организации даже в том случае, если изменения места нахождения при этом не происходит, может быть отражена в уставе организации.
Принятие решения о внесении изменений в устав союза относится к компетенции общего собрания членов союза (п. 4 ст. 14, п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ).
Соответственно, в целях изменения адреса и отражения данного факта в уставе общее собрание членов союза принимает решения:
- об изменении адреса;
- о внесении соответствующих изменений в устав организации;
- об утверждении изменений, вносимых в устав союза, либо об утверждении устава в новой редакции.
Все перечисленные решения могут быть оформлены одним документом (протоколом).
Изменения, внесенные в устав НКО, вступают в силу со дня их государственной регистрации (п. 6 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 23 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 23 Закона N 7-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НКО, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация НКО.
В свою очередь, п. 1 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ предусматривает, что НКО подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", но с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации НКО.
Так, в отличие от общего порядка, закрепленного Законом N 129-ФЗ, решение о государственной регистрации НКО принимается территориальным органом Минюста России (п. 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1 Административного регламента...,*(1) утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455; далее - Административный регламент).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, приказа Минюста России РФ от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации НКО и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений в учредительных документах юридического лица, установлен п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. В соответствии с этой нормой и с учетом вышеизложенного для государственной регистрации изменений в уставе союза необходимо представить в территориальный орган Минюста России следующие документы:
- заявление по форме N Р13001 (подписывается руководителем союза*(2)), утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@; если документы в регистрирующий орган представляются на бумажных носителях, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке*(3) (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ);
- решение (протокол) о внесении изменений в устав союза;
- изменения, вносимые в устав союза, либо устав в новой редакции - в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);
- документ об уплате государственной пошлины (в размере 800 руб. - подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

22 августа 2019 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Полное наименование документа: Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.
*(2) Подп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, абзац второй п. 2 Административного регламента.
*(3) Свидетельствовать в нотариальном порядке подпись заявителя не требуется, если документы направляются в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).