Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Администрацией поселения не оформляются в собственность следующие объекты: 1) строительство уличных распределительных газовых сетей в селе (строительство 2012 года); 2) строительство уличных распределительных газовых сетей в селе (строительство 2013 года). Газораспределительные сети были построены по заказу администрации поселения. Не оформленные в собственность объекты эксплуатируются в настоящее время. В какой срок необходимо оформить права собственности на объекты строительства? Какова ответственность руководителя администрации поселения за неоформление прав собственности на объекты?

Администрацией поселения не оформляются в собственность следующие объекты:
1) строительство уличных распределительных газовых сетей в селе (строительство 2012 года);
2) строительство уличных распределительных газовых сетей в селе (строительство 2013 года).
Газораспределительные сети были построены по заказу администрации поселения. Не оформленные в собственность объекты эксплуатируются в настоящее время.
В какой срок необходимо оформить права собственности на объекты строительства? Какова ответственность руководителя администрации поселения за неоформление прав собственности на объекты?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Конкретного срока, в течение которого должны быть совершены действия, необходимые для государственной регистрации права муниципальной собственности на газораспределительные сети, законодательство не предусматривает.
Однако уклонение от государственной регистрации права собственности само по себе не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее муниципальное образование от исполнения обязанностей, которые должен нести собственник имущества (в частности, от обязанности нести бремя расходов на содержание этого имущества).
Глава администрации поселения несет ответственность за непринятие мер, необходимых для государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, если это вытекает из условий заключенного с ним контракта.

Обоснование позиции:
В силу п. 1 ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
Вместе с тем срок, в течение которого лицо должно зарегистрировать право собственности на созданное им недвижимое имущество, в том числе газораспределительные сети, законодательством не установлен.
Как отмечают судьи, регистрация права собственности является правом лица, а не его обязанностью (постановление Семнадцатого ААС от 20.07.2018 N 17АП-8169/18). Однако это не освобождает такое лицо, уклоняющееся от государственной регистрации права на созданную недвижимую вещь, от обязанности нести расходы на содержание этого имущества (ст. 210 ГК РФ), поскольку лицо является законным владельцем недвижимости, а регистрация права собственности зависит от его волеизъявления (постановления АС Московского округа от 19.04.2018 N Ф05-2600/18, АС Северо-Западного округа от 19.07.2016 N Ф07-5531/16, Двенадцатого ААС от 07.11.2017 N 12АП-12165/17).
Отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа местного самоуправления либо сделки с органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 18 того же федерального закона.
Однако по смыслу приведенной нормы она применима в тех ситуациях, когда на основании акта органа местного самоуправления или сделки с этим органом право (в частности, право собственности) возникает у юридического или физического лица, являющегося стороной сделки или лицом, в отношении которого издан такой акт (например, в случае приватизации муниципального имущества). Этот вывод подтверждается разъяснениями Минэкономразвития России, согласно которым в рамках отношений, регулируемых ч. 2 ст. 19 Закона N 218-ФЗ, орган местного самоуправления выступает от имени (в качестве представителя) лица, чье право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникает на основании акта данного органа местного самоуправления либо сделки с данным органом (письма Минэкономразвития России от 27.04.2017 N Д23и-2422, от 26.04.2017 N Д23и-2362, от 14.03.2017 N ОГ-Д23-2633).
В рассматриваемом случае, как следует из вопроса, право собственности на газораспределительные сети как результат строительства возникнет у самого муниципального образования, а не у какого-либо юридического или физического лица на основании сделки с органом местного самоуправления или акта, изданного этим органом.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации обязанности органа местного самоуправления зарегистрировать право собственности на газораспределительные сети в определенный срок законодательство не предусматривает.
Однако это не освобождает муниципальное образование как законного владельца сетей от обязанности нести расходы на их содержание. Кроме того, отсутствие государственной регистрации права собственности на такие объекты не должно препятствовать организации газоснабжения поселений, отнесенной законодательством к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Также отметим, что при определенных обстоятельствах, в частности если газораспределительные сети будут переданы во владение и пользование муниципального предприятия или учреждения, нельзя исключить вероятности предъявления претензий со стороны налогового органа, вызванных неуплатой налога на имущество организаций (п. 1 ст. 373, п. 1 ст. 374 НК РФ, смотрите письма Минфина России от 11.04.2007 N 03-05-06-01/30, от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35, постановление АС Уральского округа от 26.10.2017 N Ф09-5627/17).
Ответственность главы администрации поселения за непринятие мер, необходимых для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, в этой ситуации, по нашему мнению, может наступить в том случае, если такое бездействие нарушает условия заключенного с ним контракта (ч. 2 ст. 37 Закона N 131-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

23 августа 2019 г.