Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Должны ли члены ассоциации подписывать решение общего собрания, оформленное протоколом? Должны ли они также подписать лист изменений к уставу организации в целях представления его для государственной регистрации изменений в устав ассоциации?

Должны ли члены ассоциации подписывать решение общего собрания, оформленное протоколом? Должны ли они также подписать лист изменений к уставу организации в целях представления его для государственной регистрации изменений в устав ассоциации?

Если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное, о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме, подписываемый председательствующим на собрании и секретарем собрания (п. 1 ст. 181.1, п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).
Изменения в устав ассоциации вносятся по решению общего собрания ее членов (п. 4 ст. 14, п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; далее - Закон N 7-ФЗ).
Закон N 7-ФЗ не содержит правил подписания протокола, оформляющего решения высшего органа управления некоммерческой организации (далее - НКО). При этом пунктом 42 Административного регламента_,*(1) утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее - Административный регламент), определено, что протокол общего собрания высшего органа управления НКО, содержащий решение об утверждении ее учредительных документов, должен содержать фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря общего собрания, ответственных за составление протокола.
Таким образом, подписание протокола, оформляющего решение общего собрания, всеми членами ассоциации (либо всеми принявшими решение членами) не требуется. Достаточно, чтобы протокол был подписан председательствующим на собрании и секретарем собрания.
Каких-либо правил подписания устава и изменений к уставу НКО, равно как и самого требования об обязательном их подписании, законодательство не содержит. В то же время представляется очевидным, что текст изменений в устав НКО может быть подписан теми же лицами, которые подписали документ, утвердивший сами изменения (то есть председательствующим и секретарем общего собрания).
Изменения учредительных документов НКО вступают в силу со дня их государственной регистрации. Поэтому необходимо учитывать и требования норм, регулирующих регистрацию изменений, вносимых в устав НКО.
Государственная регистрация таких изменений осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация НКО (ст. 23 Закона N 7-ФЗ). В свою очередь, ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ предусматривает, что НКО подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации НКО.
Решение о государственной регистрации НКО принимается территориальным органом Минюста России (п. 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1 Административного регламента). Между тем согласно п. 41 Административного регламента листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки*(2).
Следовательно, если изменения в устав ассоциации содержат более одного листа, должны соблюдаться и приведенные правила. Иными словами, помимо подписей председательствующего и секретаря собрания, на обороте последнего листа также должна быть проставлена подпись заявителя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

7 апреля 2019 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Полное наименование документа: Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.
*(2) Аналогичные правила содержались и в ранее действовавших Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@. Согласно разъяснениям каждый документ, содержащий более одного листа, должен был представляться в прошитом, пронумерованном виде, а количество листов при этом подтверждено подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки. Данный приказ утратил силу 4 июля 2013 года, а применяемые в настоящее время Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение N 20 к приказу Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), не содержат каких-либо указаний относительно прошивки документов.