Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Вправе ли федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение передать конструктивные элементы здания (стены) для прокладки сетей связи в безвозмездное пользование или они могут быть переданы только в аренду? Какой метод оценки рыночной стоимости права аренды частей здания нужно выбрать?

Вправе ли федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение передать конструктивные элементы здания (стены) для прокладки сетей связи в безвозмездное пользование или они могут быть переданы только в аренду?
Какой метод оценки рыночной стоимости права аренды частей здания нужно выбрать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае учреждение вправе с согласия собственника имущества передать конструктивные элементы здания в безвозмездное пользование.
Выбор методов оценки рыночной стоимости права аренды частей здания относится к компетенции оценщика. Учреждение вправе согласовать с оценщиком состав сведений об объекте недвижимости, указываемых в задании на оценку, с учетом специфики объекта оценки.

Обоснование вывода:
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям, по общему правилу осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Из этого правила установлен ряд исключений, в частности, без проведения торгов такое имущество может быть передано во владение и (или) пользование для размещения сетей связи (п. 7 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ).
Как видим, правила ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ допускают передачу имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям, не только в аренду, но и в безвозмездное пользование. Такая возможность не ограничивается и для случаев передачи имущества во владение и (или) пользование в целях размещения сетей связи.
Отметим, что из положений п. 1 ст. 48, п. 1 ст. 49 ГК РФ, п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) следует, что бюджетное учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, соответствующие предмету и целям деятельности, определенным в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом этого учреждения, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Ограничение этих прав возможно только в случаях и в порядке, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ).
Ни Закон N 135-ФЗ, ни Закон N 7-ФЗ не ограничивают возможность передачи бюджетным учреждением в безвозмездное пользование частей зданий или помещений, включая такие конструктивные элементы объектов недвижимости, как стены или крыша. Не содержит подобных ограничений для бюджетных учреждений, являющихся образовательными организациями, и Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Поэтому мы полагаем, что в рассматриваемом случае учреждение не лишено возможности передать части здания для размещения сетей связи в безвозмездное пользование. При этом такая передача должна осуществляться с согласия собственника имущества (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) закреплена обязательность проведения оценки объектов оценки в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации.
Отчет об оценке объекта составляется оценщиком в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ст. 11 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, выбор методов оценки рыночной стоимости права аренды частей (конструктивных элементов) здания относится к компетенции оценщика. Полагаем, что в этой ситуации учреждение не лишено возможности согласовать с оценщиком объем и характер сведений об объекте недвижимости (его частях), которые должны быть указаны в задании на оценку (см. раздел IV Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297, п. 8 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

19 февраля 2019 г.