Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Организация оказывает услуги по ремонту бытовой техники, холодильных установок. Организация не производит и не импортирует продаваемые товары. Товары приходят в заводской упаковке. Необходимо ли уплачивать экологический сбор с упаковки за 2018 год?

Организация оказывает услуги по ремонту бытовой техники, холодильных установок. Организация не производит и не импортирует продаваемые товары. Товары приходят в заводской упаковке. Необходимо ли уплачивать экологический сбор с упаковки за 2018 год?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация в анализируемой ситуации не является плательщиком экологического сбора.

Обоснование вывода:
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в соответствии с п. 1 ст. 24.2 которого производитель товаров (товаров в упаковке), включенных в специальный перечень, на территории РФ обязан обеспечивать выполнение утвержденных Правительством РФ нормативов утилизации.
В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации (обеспечение утилизации) возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (п. 10 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ). При этом за упаковку товаров производители и импортеры товаров несут ответственность вне зависимости от того, включен ли непосредственно сам товар (упаковываемый в упаковку) в перечень, предусмотренный п. 2 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, или нет (письмо Минприроды РФ от 28.03.2017 N 09-47/8797).
Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, производство которых требует выполнения норм ст.ст. 24.2 и 24.5 Закона N 89-ФЗ, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р.
Производители, импортеры товаров должны либо обеспечить самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, либо уплатить экологический сбор (п. 7 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, письмо Минфина России от 13.04.2015 N 03-02-07/1/20823). Экологический сбор - это неналоговый доход федерального бюджета, уплачиваемый производителями и импортерами готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (п.п. 1, 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ).
Отметим, что экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки (п. 3 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, именно организация-производитель (или импортер) готовых товаров обязана либо самостоятельно обеспечить утилизацию отходов от использования производимых товаров, либо уплатить экологический сбор, в том числе за утилизацию упаковки (п. 3 письма Росприроднадзора от 20.02.2017 N ОД-06-02-32/3380).
Иными словами, обязанность обеспечения утилизации упаковки возлагается не на ее непосредственного производителя, и не на торговые организации, а на производителя или импортера товара, который упакован в упаковку и который подлежит реализации на территории РФ.
Как следует из вопроса, Организация не является ни производителем, ни импортером товаров, она также не занимается упаковкой товаров. Поэтому в качестве торговой организации она не является плательщиком экологического сбора.
Что касается всех видов ремонта, в отношении такой деятельности экологический сбор в принципе не установлен.

К сведению:
Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 (далее - Правила N 1073). Экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом по экологическому сбору признается календарный год (пп. "б" п. 2 Правил N 1073).
Ставки экологического сбора утверждает Правительство РФ (п. 5 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ). Рассчитывается экологический сбор умножением ставки экологического сбора на массу упаковки товара, выпущенного в обращение на территории РФ, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (п. 6 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ).
Согласно Правилам N 1073 расчет суммы экологического сбора (далее - Расчет) представляется в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом, плательщиками в территориальные органы Росприроднадзора посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью. Форма Расчета утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488. Подробные инструкции по формированию и отправке отчетности по экологическому сбору размещены на официальном сайте Росприроднадзора по адресу в сети Интернет: http://rpn.gov.ru/small.
Кроме этого, в силу п.п. 16 и 17 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обязаны ежегодно (в срок до 1 апреля) представлять в Росприроднадзор или ее территориальные органы:
- отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342;
- декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств согласно положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417.
Сумму экологического сбора, начисляемую по мере выпуска в обращение соответствующих товаров, финансовые органы рекомендовали учитывать по дебету счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом. В отчете о финансовых результатах сумму экологического сбора отражают в составе коммерческих расходов наряду с иными расходами на продажу (письмо Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875).
При налогообложении прибыли экологический сбор может быть учтен как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 28.04.2016 N 03-03-06/1/24779).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Экологический сбор;
- Энциклопедия решений. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

15 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.