Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Какая ответственность грозит бюджетному учреждению, если оно заключит договор возмездного оказания услуг в качестве исполнителя по виду деятельности, не указанному в уставе и ОКВЭД?

Какая ответственность грозит бюджетному учреждению, если оно заключит договор возмездного оказания услуг в качестве исполнителя по виду деятельности, не указанному в уставе и ОКВЭД?

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное учреждение может осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждения. Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. 2 ст. 24, п.п. 2, 4 ст. 9.2, абзац 5 п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, п. 4 ст. 50 ГК РФ).
Из вышеизложенного следует, что заключение бюджетным учреждением договоров, предполагающих осуществление им тех видов деятельности, которые не предусмотрены его уставом, противоречит действующему законодательству.
Вместе с тем следует иметь в виду, что законодательство не устанавливает какой-либо отдельной ответственности для учреждения или его должностных лиц за само по себе заключение такого договора. Более того, не предусмотрена ответственность и за сам факт осуществления учреждением деятельности, не упомянутой в его учредительных документах. Исключение могут составлять лишь те случаи, когда осуществление определенной деятельности требует наличия специальных разрешений (лицензий) либо членства (допуска) в СРО при их отсутствии у названного учреждения (смотрите, например, ч. 1 ст. 9.5.1, ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, ст. 171, ст. 171.3 УК РФ).
Однако мы не можем исключить того, что лицо, заключившее соответствующий договор и являющееся сотрудником такого учреждения, может быть привлечено к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном трудовым законодательством (ст.ст. 192-193 ТК РФ), за ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей. В частности, к такой ответственности может быть привлечен руководитель учреждения, поскольку законодательство прямо обязывает его осуществлять свою трудовую функцию в том числе в соответствии с уставом возглавляемого им учреждения (ст. 274 ТК РФ).
Кроме того, необходимо учитывать, что соответствующий договор на основании ст. 173 ГК РФ может быть признан недействительным в судебном порядке по иску учреждения или его учредителя, если заключение такого договора противоречит целям деятельности учреждения, определенно ограниченным в его уставе.
Что же касается несоответствия осуществляемой учреждением деятельности кодам ОКВЭД, указанным в ЕГРЮЛ, то здесь необходимо помнить, что ни одним нормативным актом не предусмотрено указание в учредительных документах юридического лица (в том числе бюджетного учреждения) видов допустимой к осуществлению деятельности строго в соответствии с формулировками, использованными в ОКВЭД или каком-либо ином классификаторе, равно как с указанием конкретных кодов ОКВЭД. Арбитражные суды неоднократно указывали, что ОКВЭД предназначен исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и не влияет на правоспособность того или иного юридического лица (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2007 N А58-3238/07-Ф02-8696/2007, ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2010 N Ф07-2477/2010, постановления АС Центрального округа от 06.09.2016 N Ф10-1446/15, Седьмого ААС от 24.04.2015 N 07АП-1643/15). Соответственно, указывать в уставе учреждения виды деятельности, которые вправе осуществлять такое учреждение в соответствии с формулировками, использованными в ОКВЭД с указанием конкретных кодов, не нужно (смотрите, например, решение Нижегородского областного суда от 29.10.2010 N 7-695/2010).
Поэтому в той ситуации, когда в уставе бюджетного учреждения виды разрешенной учреждению деятельности сформулированы более широко, нежели в ОКВЭД, и деятельность, осуществляемая бюджетным учреждением по указанному в вопросе договору, находится в рамках видов деятельности, указанных в уставе, ее несоответствие кодам ОКВЭД, указанным в ЕГРЮЛ, не является основанием для признания такой деятельности неправомерной.
В этом случае учреждению необходимо лишь в течение трех рабочих дней с момента начала осуществления соответствующей деятельности уведомить ФНС об изменениях сведений о кодах ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ (пп. "п" п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

17 октября 2018 г.