Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Обществом получено нотариально удостоверенное заявление участника о выходе из Общества. Может ли быть основанием для отказа в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ отсутствие в указанном заявлении даты его получения Обществом?

Обществом получено нотариально удостоверенное заявление участника о выходе из Общества. Может ли быть основанием для отказа в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ отсутствие в указанном заявлении даты его получения Обществом?

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) предусмотрено, что участник общества вправе выйти из ООО путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом организации.
Заявление участника общества о выходе из общества должно быть нотариально удостоверено по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате для удостоверения сделок. С момента получения обществом указанного заявления доля выходящего участника переходит к обществу. При этом у общества возникает обязанность выплатить участнику действительную стоимость его доли в уставном капитале, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли (п. 2 ст. 94 ГК РФ, п. 6.1, пп. 2 п. 7 ст. 23 Закона об ООО).
По смыслу пункта 7 статьи 23 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" участник общества перестает быть таковым с даты получения обществом заявления участника о выходе из общества. Статьей 26 Закона об ООО закреплена процедура реализации участником его права выхода из общества. При этом порядок определения даты подачи заявления о выходе из состава участников общества законодательно не регламентирован.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.1999 N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" арбитражным судам разъяснено, что временем подачи заявления о выходе является день передачи его участником как совету директоров (наблюдательному совету) либо исполнительному органу общества (единоличному или коллегиальному), так и работнику общества, в обязанности которого входит передача заявления надлежащему лицу, а в случае направления заявления по почте - день поступления его в экспедицию либо к работнику общества, выполняющему эти функции.
Следовательно, момент получения обществом заявления выходящего участника может быть подтвержден отметкой с указанием даты и подписи уполномоченного лица о получении на самом заявлении о выходе либо иным способом, позволяющим точно установить дату такого получения (дата на почтовом уведомлении о вручении, дата на сопроводительном документе, регистрация в журнале входящих документов общества и пр.).
Отсутствие в заявлении (а также в прилагаемых документах) указания на дату его получения обществом не позволяет регистрирующему органу достоверно определить момент получения обществом данного заявления и, соответственно, сделать вывод относительно даты перехода доли выходящего участника к обществу (п. 7 ст. 23 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Поскольку для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале ООО, требуется не только подача соответствующего заявления со стороны юридического лица, но и представление документов, подтверждающих основания перехода доли или части доли в уставном капитале ООО (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 8.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), то в ситуации, когда у регистрирующего органа отсутствуют данные о моменте получения обществом заявления о выходе из состава участников, данное обстоятельство, по нашему мнению, может явиться основанием для отказа в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ*(1).
Правомерность отказа в государственной регистрации при таких обстоятельствах подтверждается судебной практикой (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2016 г. N 13АП-31410/15, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2015 г. N 07АП-332/15, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2014 г. N 07АП-10948/14).
При этом следует отметить, что есть и противоположная судебная практика о том, что, поскольку заявления участников о выходе из состава Общества были представлены в пакете документов, приложенных к заявлению о государственной регистрации изменений, поданному от имени Общества лицом, уполномоченным действовать от имени Общества, оснований полагать, что на момент обращения за государственной регистрацией общество не получило названные заявления, не имеется, что, кроме того, ни Законом о государственной регистрации, ни Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" не предусмотрено обязательное требование о наличии на заявлениях участников Общества о выходе из его состава даты или иных отметок получения данных заявлений Обществом. Однако такая практика крайне немногочисленна (смотрите постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2012 г. N 19АП-5783/12). В то же время, при необходимости, ООО может оспорить отказ в регистрации изменений в ЕГРЮЛ, опираясь на приведенную в данном постановлении аргументацию.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

3 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что согласно п. 1 ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ представление ненадлежащим образом оформленных документов означает непредставление заявителем в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, что является основанием для отказа в государственной регистрации.