Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Муниципальное бюджетное учреждение (далее - МБУ) имело задолженность по оплате за выполненные работы перед ООО (2017 год). В настоящее время (2018 год) МБУ изменило тип на муниципальное казенное учреждение и отказалось платить долг, возникший при МБУ, либо требует заключить новый договор и внести соответствующие изменения во всю бухгалтерскую и исполнительную документацию. Провести указанные мероприятия учреждение предложило после получения от ООО претензии о погашении задолженности, акты выполненных работ были подписаны учреждением без замечаний. Возможно ли взыскание с МКУ указанного долга через суд?

Муниципальное бюджетное учреждение (далее - МБУ) имело задолженность по оплате за выполненные работы перед ООО (2017 год). В настоящее время (2018 год) МБУ изменило тип на муниципальное казенное учреждение и отказалось платить долг, возникший при МБУ, либо требует заключить новый договор и внести соответствующие изменения во всю бухгалтерскую и исполнительную документацию. Провести указанные мероприятия учреждение предложило после получения от ООО претензии о погашении задолженности, акты выполненных работ были подписаны учреждением без замечаний.
Возможно ли взыскание с МКУ указанного долга через суд?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Изменение типа учреждения само по себе не влияет на его обязательства по оплате выполненных работ.
ООО вправе обратиться с иском к учреждению о взыскании задолженности за выполненные работы.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом отметим, что "бюджетное учреждение" и "казенное учреждение" являются типами государственного или муниципального учреждения, а не организационно-правовыми формами юридических лиц (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ, п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)). При изменении типа муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (п. 1 ст. 17.1 Закона N 7-ФЗ). При этом все права и обязанности учреждения, возникшие до принятия решения об изменении его типа, сохраняются в полном объеме (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 01.10.2013 N Ф09-9325/13 по делу N А71-13901/2012 и от 26.06.2013 N Ф09-6357/13 по делу N А71-11862/2012, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 N 13АП-22430/17, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 N 17АП-605/15).
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. По общему правилу, право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий должно быть предусмотрено ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ). Иными словами, изменение типа учреждения само по себе не влияет на его обязательства по оплате выполненных работ.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Таким образом, в данном случае ООО вправе обратиться с иском к учреждению о взыскании задолженности за выполненные работы (решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 марта 2014 г. по делу N А60-1596/2014).
В заключение отметим, что иные способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

22 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.