Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Для прохождения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, проводимой в соответствии с приказом Минобразнауки РФ от 18.11.2013 № 1252, несовершеннолетние дети с сопровождающими их лицами направляются в другой город. Образовательному учреждению, на базе которого проводится заключительный этап, по поручению Минобрнауки необходимо заказать и оплатить гостиницу, в которой будут проживать несовершеннолетние участники. Для этого образовательное учреждение потребовало от родителей предоставить копии их паспортов, а также согласие на размещение в гостинице несовершеннолетних детей, мотивируя тем, что несовершеннолетние являются стороной договора оказания гостиничных услуг, и на заключение такого договора нужно согласие законных представителей. От самой же гостиницы, где планируется проживание, подобных требований не поступало. Правомерны ли в данной ситуации действия образовательного учреждения по истребованию согласия на размещение и копии паспорта законного представителя несовершеннолетнего ребенка?

Для прохождения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, проводимой в соответствии с приказом Минобразнауки РФ от 18.11.2013 № 1252, несовершеннолетние дети с сопровождающими их лицами направляются в другой город. Образовательному учреждению, на базе которого проводится заключительный этап, по поручению Минобрнауки необходимо заказать и оплатить гостиницу, в которой будут проживать несовершеннолетние участники. Для этого образовательное учреждение потребовало от родителей предоставить копии их паспортов, а также согласие на размещение в гостинице несовершеннолетних детей, мотивируя тем, что несовершеннолетние являются стороной договора оказания гостиничных услуг, и на заключение такого договора нужно согласие законных представителей. От самой же гостиницы, где планируется проживание, подобных требований не поступало. Правомерны ли в данной ситуации действия образовательного учреждения по истребованию согласия на размещение и копии паспорта законного представителя несовершеннолетнего ребенка?

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.60 Конституции РФ, ст.21 ГК РФ). До момента совершеннолетия на основании п.1 ст.64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Согласно п.21 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 9 октября 2015 г. N 1085 (далее - Правила), регистрация в гостинице несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, сопровождающего лица (лиц), документа, удостоверяющего полномочия сопровождающего лица (лиц), а также свидетельств о рождении этих несовершеннолетних.
Таким образом, какого-либо письменного согласия родителей на размещение в гостинице несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 14 лет не требуется, поскольку оно возможно только в непосредственном присутствии самих родителей, законных представителей или сопровождающего лица.
Относительно размещения в гостинице несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет, отметим следующее. В настоящее время проходит процедуру оценки проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации", подготовленный Минкультуры РФ от 22.02.2018 г., согласно которому указанный выше п.21 Правил предполагается дополнить абзацем следующего содержания: "Регистрация несовершеннолетних граждан, достигших 14-летнего возраста, по месту пребывания в гостинице в отсутствие нахождения рядом с ними законных представителей осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность несовершеннолетнего, при условии предоставления нотариально заверенного согласия законных представителей (одного из них).»
Однако, на сегодняшний день подобные положения в законодательстве отсутствуют и Правила предоставления гостиничных услуг схожие ситуации не регламентируют.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.6 письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 января 2016 г. N 01/37-16-29 «О разъяснении отдельных положений Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», при решении вопросов о заключении договора на предоставление гостиничных услуг с потребителем, являющимся несовершеннолетним лицом в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, и его регистрации по месту пребывания в гостинице исполнителю следует руководствоваться соответствующими положениями ст.26 и 27 ГК РФ.
Так, на основании п.1 ст.26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в п.2 ст.26 ГК РФ, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
При этом, как отмечается в Письме, наличие такого рода предварительного письменного согласия не является в каждом случае обязательным условием для предоставления гостиничных услуг соответствующему несовершеннолетнему лицу, равно как и его отсутствие - основанием для отказа в заключении публичного договора, поскольку действительность сделки (а следовательно и дееспособность несовершеннолетнего) в последующем может быть подтверждена письменным одобрением его родителями, усыновителями или попечителем, что следует из содержания абзаца 2 п.1 ст.26 ГК РФ.
Вместе с тем, исходя из буквального прочтения п.6 Письма, полагаем, что его действие распространяется на случаи, когда договор на предоставление гостиничных услуг заключается непосредственно с самим потребителем, являющимся несовершеннолетним лицом в возрасте от 14 до 18 лет.
В рассматриваемой же ситуации размещение несовершеннолетних лиц в гостинице осуществляется образовательным учреждением за свой счет на основании договора (соглашения) с гостиницей. Сами же дети каких-либо договоров с гостиницей не заключают и гостиничные услуги не оплачивают.
В силу абз.3, 6 п.67 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. N 1252 (далее- Порядок), оргкомитеты заключительного этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету обеспечивают участников заключительного этапа олимпиады проживанием и питанием на время проведения заключительного этапа олимпиады в соответствии с действующими на момент проведения олимпиады санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также несут ответственность за жизнь и здоровье участников олимпиады во время проведения заключительного этапа олимпиады.
Таким образом, с учетом п.67 Порядка, п.3 Правил в рассматриваемой ситуации образовательное учреждение выступает в роли заказчика гостиничных услуг, т.е. лица, заказывающего или приобретающего гостиничные услуги в соответствии с договором об оказании гостиничных услуг в пользу потребителя; а именно: несовершеннолетних детей, использующих гостиничные услуги исключительно для личных нужд.
В п.20 Правил указано, что договор заключается между потребителем и исполнителем путем составления документа, подписанного двумя сторонами, который должен содержать сведения, перечисленные в данном пункте. Аналогичного положения о заключении договора между гостиницей и заказчиком (образовательным учреждением, заключающим договор в пользу потребителя) Правила не содержат, что, однако, не свидетельствует о невозможности такой договор заключить, иное бы противоречило абз. 8 п.3 Правил, ст. 421 ГК РФ.
Из комплексного анализа текста Правил, предполагающих возможность заключения заказчиком договора в пользу потребителя (абз.8 п.3 Правил), возможность указания в договоре сведений о заказчике (пп.«б» п.20 Правил), право заказчика осуществлять предварительный заказ (бронирование) и аннулировать бронь (пп.14,16,17 Правил), обязанность заказчика оплатить гостиничные услуги и простой забронированного номера (п.28, пп.«а» п.15 Правил), следует, что стороной обязательства по оказанию гостиничных услуг является именно заказчик. Потребитель является третьим лицом, лишь принимающим исполнение, заключать отдельный договор с которым не требуется.

Поэтому, по-нашему мнению, говорить о том, что в рассматриваемой ситуации несовершеннолетние дети путем размещения в гостинице совершают сделку, которая требует письменного согласия их законных представителей, при заказе и оплате гостиничных услуг образовательным учреждением, было бы некорректным. Соответственно, требование о предоставлении согласия законного представителя несовершеннолетнего ребенка на размещение последнего в гостинице является необоснованным.
Отдельно следует обратить внимание на требование о предоставлении копий паспортов законных представителей несовершеннолетних детей. Информация, содержащаяся в паспорте гражданина и позволяющая идентифицировать конкретного человека, является его персональными данными, в силу ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ). Любые действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, признаются обработкой персональных данных (п.3 ч.1 ст.3 Закона № 152-ФЗ).
По общему правилу, закрепленному в ст.6 Закона N 152-ФЗ, обработка персональных данных возможна только с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, перечисленных в пп.2-11 ч.1 ст.6 Закона № 152-ФЗ. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, истребование и сбор информации, содержащейся в паспорте гражданина, без его согласия на обработку своих персональных данных, является нарушением законодательства о персональных данных.