Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Административно-хозяйственным отделом Управления Россельхознадзора для подготовки пакета документов на утилизацию ртутьсодержащих люминесцентных ламп, отработавших свой срок, произведен мониторинг организаций, занимающихся транспортировкой и утилизацией опасных отходов I-IV класса опасности. В результате мониторинга были получены данные о том, что организации, имеющие лицензию на транспортировку и утилизацию опасных отходов I-IV класса опасности, не имеют в регистрационных документах соответствующей записи видов деятельности по коду по ОКВЭД-2 2017 года 38.22 "Обработка и утилизация опасных отходов", а организации, имеющие такую запись, не имеют лицензии на транспортировку указанных отходов либо данной деятельностью не занимаются. Возможно ли заключение контракта на утилизацию опасных отходов I-IV класса опасности с организациями, не имеющими записи по ОКВЭД-2 2017 года 38.22 "Обработка и утилизация опасных отходов", либо отсутствие указанной записи препятствует заключению контракта?

Административно-хозяйственным отделом Управления Россельхознадзора для подготовки пакета документов на утилизацию ртутьсодержащих люминесцентных ламп, отработавших свой срок, произведен мониторинг организаций, занимающихся транспортировкой и утилизацией опасных отходов I-IV класса опасности.
В результате мониторинга были получены данные о том, что организации, имеющие лицензию на транспортировку и утилизацию опасных отходов I-IV класса опасности, не имеют в регистрационных документах соответствующей записи видов деятельности по коду по ОКВЭД-2 2017 года 38.22 "Обработка и утилизация опасных отходов", а организации, имеющие такую запись, не имеют лицензии на транспортировку указанных отходов либо данной деятельностью не занимаются.
Возможно ли заключение контракта на утилизацию опасных отходов I-IV класса опасности с организациями, не имеющими записи по ОКВЭД-2 2017 года 38.22 "Обработка и утилизация опасных отходов", либо отсутствие указанной записи препятствует заключению контракта?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Само по себе отсутствие в регистрационных документах (выписке из ЕГРЮЛ) сведений о видах экономической деятельности, соответствующих предмету закупки, не свидетельствует о том, что участник не вправе осуществлять такие виды деятельности.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные данной статьей, в частности, о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пп. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Так, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в документации о закупке обязан установить требование к участникам о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации (смотрите, например, п.п. 5 и 6 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616, п. 82 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, п. 2 письма ФАС России от 17.04.2014 N АД/15078/14).
При этом согласно ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований этого федерального закона.
В связи с этим отметим, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и некоторых иных видов организаций, наделены общей правоспособностью, т.е. имеют гражданские права и несут гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (абз. второй п. 1 ст. 49 ГК РФ).
Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) является федеральным информационным ресурсом, содержащим сведения, в частности, о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), соответствующих видам деятельности, которые осуществляет юридическое лицо (пп. "п" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ). Однако законодательство РФ о государственной регистрации не связывает правомерность осуществления тех или иных видов деятельности с внесением в ЕГРЮЛ сведений о соответствующих им кодах по ОКВЭД. Кроме того, из п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ следует, что обязанность по внесению сведений в ЕГРЮЛ, не требующих изменения учредительных документов, наступает в связи появлением новых обстоятельств, которые не соответствуют ранее внесенным в ЕГРЮЛ сведениям. Иными словами, внесение в ЕГРЮЛ сведений о тех или иных кодах по ОКВЭД не является необходимым условием осуществления соответствующих видов предпринимательской деятельности, наоборот, начало осуществления нового вида деятельности обуславливает необходимость внесения в ЕГРЮЛ сведений об определенном коде по этому классификатору.
Коммерческой организации не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие определенным видом деятельности только на том основании, что этот вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами (абз. второй п. 18 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При этом ни положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ни положениями постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности" не предусмотрено такого основания для приостановления, прекращения действия или аннулирования лицензии, как отсутствие зарегистрированных кодов ОКВЭД, соответствующих лицензируемым видам деятельности.
Поэтому само по себе отсутствие в выписке из ЕГРЮЛ сведений о видах экономической деятельности, соответствующих предмету закупки, не свидетельствует о несоответствии участника закупки требованиям пп. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в части возможности осуществления лицензируемого вида деятельности.
Сказанное подтверждает позиция контролирующих органов: положения Закона N 44-ФЗ не содержат такого основания для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям документации об аукционе, как отсутствие в выписке из ЕГРЮЛ сведений о видах экономической деятельности, соответствующих предмету закупки (п. 1 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2014), решения ФАС России от 11.12.2014 N К-1830/14, от 23.09.2014 N К-1382/14).
При этом, по мнению Минэкономразвития России, изложенному в п. 59 письма от 30.09.2014 N Д28И-1889, при рассмотрении ценовых предложений потенциальных участников закупки проверка заказчиком видов деятельности по учредительным документам, выписке из ЕГРЮЛ или по кодам по ОКВЭД является незаконной.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

20 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.