Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Гражданин Республики Беларусь зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на территории РФ, занимается производством. Каковы особенности налогообложения при осуществлении производственной деятельности на территории РФ данным ИП?

Гражданин Республики Беларусь зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на территории РФ, занимается производством. Каковы особенности налогообложения при осуществлении производственной деятельности на территории РФ данным ИП?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Гражданин Республики Беларусь может заниматься предпринимательской деятельностью на территории РФ, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя в общем порядке, установленном для граждан РФ.
Доходы гражданина Беларуси, зарегистрированного в качестве ИП на территории РФ, полученные на территории РФ, подлежат налогообложению в общем порядке, в том числе он имеет право на применение специальных режимов налогообложения (например УСН).
Однако ставка НДФЛ, уплачиваемая ИП при применении общей системы налогообложения, зависит не от гражданства налогоплательщика, а от наличия у него статуса резидента РФ. В случае, если гражданин Беларуси находится на территории РФ в течение более чем 183 дней за последние 12 месяцев, он признается резидентом РФ и при исчислении НДФЛ применяет ставку 13% к доходам, полученным от предпринимательской деятельности. В противном случае он должен применять ставку НДФЛ в размере 30%.

Обоснование вывода:
Для начала отметим, что в силу части 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (за исключением некоторых случаев), в том числе иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Законодательство не содержит запретов на осуществление иностранными гражданами предпринимательской деятельности и прямо допускает возможность их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (смотрите, например, п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Иначе говоря, иностранный гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью на территории РФ, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя.
Правовое положение иностранных граждан в РФ регулируется в том числе и международными договорами РФ (ст. 3 Закона N 115-ФЗ). В то же время Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор ЕАЭС) (Астана, 29 мая 2014 г.), стороной которого является Беларусь, регулирует лишь трудовую деятельность граждан государств - членов ЕАЭС, а не предпринимательскую*(1). В таком случае предпринимательская деятельность гражданина Беларуси регулируется законодательством РФ.
Согласно ст. 1201 ГК РФ право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.
Что касается налогообложения, то НК РФ не содержит каких-либо особенностей налогообложения индивидуальных предпринимателей, не являющихся гражданами РФ*(2).
Отметим, что в силу п. 1 ст. 7 НК РФ нормы Договора ЕАЭС, а также Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95 (далее - Соглашение) имеют приоритет перед нормами НК РФ (п. 1 ст. 7 НК РФ).
Как указывалось выше, нормы Договора ЕАЭС не регулируют предпринимательскую деятельность граждан государств - членов ЕАЭС. Кроме того, ст. 7 Соглашения касается доходов от предпринимательской деятельности предприятий, а не физических лиц. В связи с этим, а также в силу ст. 18 Соглашения доходы ИП, являющегося гражданином Беларуси, подлежат налогообложению на территории РФ в соответствии с законодательством РФ.
Так, в общем случае индивидуальные предприниматели являются плательщиками следующих видов налогов:
- НДС по ставкам 18%, 10%, 0%;
- налог на имущество, уплачиваемый в отношении недвижимости, которую ИП использует в своей предпринимательской деятельности;
- НДФЛ по ставкам 13% либо 30% в зависимости от наличия у ИП статуса резидента РФ на момент получения дохода;
- прочие налоги и сборы, уплачиваемые в порядке, аналогичном для налогоплательщиков - граждан РФ.
При этом гражданин Беларуси, зарегистрированный в качестве ИП на территории РФ, имеет такое же право на применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) или уплату ЕНВД, как и гражданин РФ (смотрите также письмо Минфина России от 21.05.2010 N 03-11-11/147).
В случае применения упрощенной системы налогообложения ИП уплачивает единый налог, который заменяет уплату:
- НДС;
- НДФЛ - в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 ст. 224 НК РФ;
- и налога на имущество - в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности ИП.
При этом гражданство ИП не влияет на ставку единого налога и порядок его исчисления.

Определение статуса налогоплательщика как резидента РФ для исчисления НДФЛ

Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ в отношении большинства доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 30%. Доходы резидентов РФ (за некоторыми исключениями) облагаются по ставке 13%*(3).
При этом налоговый статус налогоплательщика НДФЛ не зависит от его гражданства. Гражданин Беларуси может иметь статус резидента РФ при длительном нахождении на территории РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговые резиденты РФ - это физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения, а с 2014 года - также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Налоговое резидентство физического лица определяется исключительно в целях налогообложения на основании НК РФ. Правовой статус физического лица (гражданство (отсутствие такового), место рождения и место жительства, основания пребывания или проживания на территории РФ) не является определяющим показателем при определении статуса налогового резидента РФ.
Для подтверждения налогового статуса необходимо учитывать только период фактического нахождения физического лица на территории РФ в течение последних 12 месяцев. При определении этого периода учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории РФ, включая дни приезда и отъезда (письма Минфина России от 04.08.2016 N 03-04-05/45898, от 20.04.2012 N 03-04-05/6-534, от 21.03.2011 N 03-04-05/6-157, от 29.12.2010 N 03-04-06/6-324, от 01.12.2010 N 03-04-06/6-283 и др.).
По мнению ФНС России, изложенному в письме от 22.10.2014 N ОА-3-17/3584@, при определении налогового статуса в случае, если уплата НДФЛ производится налогоплательщиком самостоятельно (путем представления налоговой декларации), подсчет 183 дней производится за период с 1 января по 31 декабря календарного года, в котором были получены соответствующие доходы.
Отметим, что нормы НК РФ не содержат перечня документов, которыми физическое лицо может подтвердить срок нахождения на территории РФ. По общему правилу период временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте. Однако в силу Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан (Минск, 30 ноября 2000 г.) при пересечении границы РФ в заграничном паспорте белорусского гражданина отметка органов пограничного контроля Федеральной пограничной службы не проставляется.
В таком случае подтверждением срока нахождения могут быть билеты, свидетельствующие о въезде на территорию РФ, либо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации, выданное налоговым органом по заявлению физического лица. C 18.02.2008 выдачу подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации (далее - Подтверждение) осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных*(4).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Подтверждение статуса резидента (нерезидента) РФ (для физических лиц);
- Энциклопедия решений. Отчетность - 2016. Индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения;
- Энциклопедия решений. Отчетность - 2016. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН;
- Энциклопедия решений. Упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями;

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

7 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под трудовой деятельностью понимается деятельность гражданина государства - члена ЕАЭС на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, осуществляемая на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государств (п. 5 ст. 96 Договора ЕАЭС).
*(2) Так, в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ для целей НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом иностранные граждане также являются физическими лицами.
*(3) Отметим, что согласно ст. 73 Договора о ЕАЭС доход, полученный работником - гражданином страны ЕАЭС в связи с работой по найму, с первого дня облагается по тем же ставкам, что и доход работников налоговых резидентов РФ.
Соответственно, в отношении доходов сотрудника - гражданина Республики Беларусь применяется ставка 13% с первого дня его работы на территории РФ вне зависимости от того, является ли он резидентом для целей главы 23 НК РФ (письма Минфина России от 17.07.2015 N 03-08-05/41341, от 24.04.2015 N 03-04-05/23651, ФНС России от 30.12.2015 N ЗН-3-17/5083).
*(4) Подробнее о порядке получения Подтверждения смотрите на официальном сайте ФНС по адресу: http://www.nalog.ru/rn77/fl/interest/dual_nationality/status/.