Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес 15 апреля 2015 года ИП (ЕНВД и УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы") перечислил 1% от определенной суммы ("доходы минус расходы" за 2014 год) в ПФР на страховую часть трудовой пенсии. 20 сентября 2016 года ПФР выставил требование о недоимке, объяснив, что базой для расчета являются доходы без учета расходов. В течение какого времени ПФР имеет право выставлять требования? От какой базы считается 1% от дохода для целей расчета размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию?

15 апреля 2015 года ИП (ЕНВД и УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы") перечислил 1% от определенной суммы ("доходы минус расходы" за 2014 год) в ПФР на страховую часть трудовой пенсии.
20 сентября 2016 года ПФР выставил требование о недоимке, объяснив, что базой для расчета являются доходы без учета расходов.
В течение какого времени ПФР имеет право выставлять требования? От какой базы считается 1% от дохода для целей расчета размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доход для целей расчета размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется исходя из величины получаемых доходов в целях налогообложения при применении УСН и исходя из размера вмененного (потенциально возможного) дохода в отношении деятельности, переведенной на уплату ЕНВД.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, выявленной вне рамок проверок, направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. При этом какие-либо предельные сроки на выявление недоимки по страховым взносам законодательством по страховым взносам не установлены.

Обоснование вывода:
1. Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
Из части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели (далее - ИП) признаются плательщиками страховых взносов по двум основаниям:
- как лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. "б" п. 1 части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ);
- как лица, занимающиеся частной практикой (п. 2 части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ). По данному основанию ИП уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 3 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
В соответствии с частью 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ в целях исчисления фиксированного платежа в ПФР (часть 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ) размер дохода определяется на основании положений НК РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который применяет конкретный плательщик.
В частности:
- плательщики страховых взносов, применяющие УСН, определяют доход в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (п. 3 части 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ). Годовой доход в целях исчисления величины фиксированного взноса определяется как денежное выражение доходов, признаваемых по правилам главы 26.2 НК РФ;
- плательщики страховых взносов, уплачивающие ЕНВД, определяют доход в соответствии со ст. 346.29 НК РФ (п. 4 части 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ), то есть в размере вмененного (потенциально возможного) дохода.
В п. 6 части 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ указано, что плательщики страховых взносов, применяющие более одного режима налогообложения, суммируют доходы, облагаемые страховыми взносами в ПФР (смотрите также письмо Минтруда России от 03.02.2016 N 17-4/ООГ-163).
В данной ситуации ИП применяет УСН с объектом обложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и является плательщиком ЕНВД.
Следовательно, ИП по итогам 2014 года для определения суммы фиксированного платежа необходимо было суммировать доходы от деятельности, в отношении которой применяется УСН, определенные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, и вмененный (потенциальный) доход по деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, определенный в соответствии со ст. 346.29 НК РФ.
В свою очередь, ст. 346.15 НК РФ определен порядок определения доходов при УСН.
Из положений ст. 346.15 НК РФ следует, что при определении объекта налогообложения учитываются следующие доходы:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Таким образом, ИП при исчислении фиксированного платежа учитывает все доходы, полученные в 2014 году в рамках УСН в соответствии с положениями ст. 346.15 НК РФ без уменьшения их на сумму расходов. Так как для определения размера фиксированного платежа нормами Закона N 212-ФЗ не предусмотрено уменьшение суммы полученных доходов, определенных в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на сумму произведенных ИП расходов.
Специалисты финансового ведомства, опираясь на вышеназванные нормы также разъясняют, что ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, доход для целей расчета размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию должен определять исходя из величины получаемых доходов в целях налогообложения, а не исходя из разницы между доходами и расходами (смотрите, например, письма Минфина России от 21.05.2015 N 03-11-11/29390, от 10.04.2015 N 03-11-11/20689). Суды также поддерживают указанную позицию (смотрите, например, постановление Первого ААС от 13.09.2016 N 01АП-5947/16, постановление Четвертого ААС от 19.05.2016 N 04АП-2066/16). Об этом же сказано в письме Минтруда России от 03.12.2015 N 17-3/ООГ-1710: расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, в этих случаях не учитываются.
2. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС, осуществляют ПФР и его территориальные органы (часть 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 ст. 22 Закона N 212-ФЗ. Частью 3 ст. 22 Закона N 212-ФЗ определено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Таким образом, основанием для начисления пеней является факт наличия недоимки. При этом недоимка по страховым взносам может быть выявлена как по результатам проведения камеральной или выездной проверок, так и иным путем.
К сожалению, Закон N 212-ФЗ не указывает, каким именно образом, помимо проведения проверки, может быть выявлена недоимка.
Какие-либо предельные сроки на выявление недоимки по страховым взносам Законом N 212-ФЗ не установлены (апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Дагестан от 30.03.2015 по делу N 33-1130/2015).
Суды в аналогичных случаях принимают решения исходя из конкретной ситуации и, учитывая отсутствие в Законе 212-ФЗ конкретного срока, в течение которого ПФР должен выявить недоимку по страховым взносам, принимают противоположные решения.
Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 10.10.2013 N А39-2499/2012 рассмотрена ситуация, когда ПФР по факту выявления недоимки за период с 10.09.2003 по 31.12.2009 выставил требование 25 ноября 2011 года. Судами этот факт не оспаривался. В результате суд вынес решение в пользу ИП (определение ВАС РФ от 23.01.2014 N ВАС-19884/13), так как оспаривался срок наложения взыскания, установленный частью 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ.
В постановлении Девятого ААС от 17.11.2015 N 09АП-47303/15 судом рассмотрена ситуация, когда ИП выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам за 2010-2014 годы 17 февраля 2015 года. Суд, учитывая, что страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ст. 16 Закона N 212-ФЗ), установил, что о неуплате страховых взносов за 2010 год ПФР должен был узнать не позднее 1 апреля 2011 года, за 2011 год - не позднее 1 апреля 2012 года, за 2012 год - не позднее 1 апреля 2013 года, за 2013 год - не позднее 1 апреля 2014 года и за 2014 год - не позднее 1 апреля 2015 года.
Принимая во внимание указанные сроки выявления недоимки по страховым взносам, суд определил, что требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов судом за 2010 год должны были быть выставлены фондом не позднее 1 июля 2011 года, за 2011 год - не позднее 1 июля 2012 года, за 2012 год - не позднее 1 июля 2013 года, за 2013 год - не позднее 1 июля 2014 года и за 2014 год - не позднее 1 июля 2015 года.
Из материалов дела, рассмотренного судом в постановлении Шестнадцатого ААС от 24.05.2016 N 16АП-957/16, следует, что ПФР выставил требование ИП, неверно исчислившему фиксированные страховые взносы за 2014 год, 27 августа 2015 года, то есть, если следовать логике предыдущего постановления, требование должно было быть выставлено не позднее 1 июля 2015 года. Однако в постановлении Шестнадцатого ААС от 24.05.2016 N 16АП-957/16 суд принял сторону ПФР.
В постановлении АС Поволжского округа от 09.08.2016 N Ф06-10871/16 суд установил, что требование ИП об уплате недоимки выставлено правомерно. В своем решении суд основывался в том числе на дате, отраженной в требовании, по состоянию на которую установлена указанная в требовании задолженность по страховым взносам и пеням.
А в постановлении Первого ААС от 13.09.2016 N 01АП-5947/16 рассмотрена ситуация, аналогичная указанной в вопросе. ИП, применяющий два режима (ЕНВД и УСН), неверно определил сумму дохода, необходимого для исчисления фиксированного платежа. По факту выявления недоимки ПФР составлена справка от 02.10.2015 и в адрес ИП направлено требование от 02.10.2015. Суд посчитал действия ПФР правомерными и отказал в иске ИП. Смотрите также постановление Четвертого ААС от 19.05.2016 N 04АП-2066/16. 
Следует отметить, что, принимая решение, суды также обращают внимание, что частью 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что налоговые органы направляют в ПФР за расчетный период сведения о доходах, определяемых в соответствии с частью 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом.
На основании этих сведений ПФР, сопоставляя уплаченные (не позднее 1 апреля (часть 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ)) страховые взносы в размере 1% от суммы доходов со сведениями о доходах ИП, полученными от налогового органа не позднее 15 июня, выявляет, есть недоимка или нет.
Логичным представляется, что эта дата в идеале может являться крайним сроком, когда ПФР должен был узнать о возникновении недоимки. Но фраза "Налоговый орган направляет не позднее 15 июня" вовсе не означает, что ПФР получает сведения в этот же срок (информацией об этапах прохождения документов мы не располагаем), поэтому узнать о неуплаченных суммах ПФР может и позже. То есть окончательно сравнить причитающиеся к уплате суммы взноса и фактически уплаченные ПФР может только после того, как произошли оба события - уплата взносов и получение сведений от налогового органа. Значит, в любом случае выявление недоимки в Вашей ситуации должно иметь место после 15 июня 2015 год, никак не ранее. А затем, как уже сказано выше, фонд, в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, должен направить требование предпринимателю.
По нашему мнению, учитывая, что в данной ситуации факт наличия недоимки был выявлен в срок, превышающий год после сдачи отчетности в налоговые органы, ИП следует выяснить, на какую дату сотрудниками ПФР фактически была обнаружена недоимка по страховым взносам.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Уплата страховых взносов в фиксированном размере индивидуальными предпринимателями и прочими лицами;
- Энциклопедия решений. Уменьшение ЕНВД на сумму страховых взносов ИП в фиксированном размере.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

29 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.