Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ООО имеет 36 магазинов (продукты), в каждом зарегистрировано по 2 кассы, но фактически работает по одной кассе в каждом из магазинов. Кассиры-операционисты торговых точек самостоятельно инкассируют наличную выручку, полученную за рабочую смену. Должности (штатной единицы) старшего кассира в магазинах (торговых точках) не предусмотрено. Нужно ли в данном случае оформлять форму КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации"?

ООО имеет 36 магазинов (продукты), в каждом зарегистрировано по 2 кассы, но фактически работает по одной кассе в каждом из магазинов. Кассиры-операционисты торговых точек самостоятельно инкассируют наличную выручку, полученную за рабочую смену. Должности (штатной единицы) старшего кассира в магазинах (торговых точках) не предусмотрено.
Нужно ли в данном случае оформлять форму КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации"?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При наличии только одной фактически используемой единицы ККТ, при отсутствии в организации (в магазинах, торговых точках) старшего кассира, которому подконтрольны множество или несколько контрольно-кассовых аппаратов, считаем оформление формы КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации" излишним и нецелесообразным. Кроме того, форма КМ-7 на сегодняшний день не является обязательной к применению.

Обоснование вывода:
Как указывает ФНС России в письме от 23.06.2014 N ЕД-4-2/11941@, до настоящего времени остаются актуальными (не отменены) "Типовые правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" (доведены письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, далее - Типовые правила). Тем самым указанные Типовые правила должны применяться в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон о ККТ) и принятым в соответствии с ним нормативно-правовым актам. Из указанного письма ФНС России, помимо прочего, можно сделать два существенных для рассматриваемой ситуации вывода:
1) Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ, утвержденный постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 (далее, соответственно, - Альбом, Постановление N 132), принят во исполнение Закона о ККТ;
2) по мнению ФНС России, недопустимо, чтобы руководитель экономического субъекта устанавливал формы учетных документов, использование которых определено законодательством о применении контрольно-кассовой техники и связано, в частности, с исполнением налоговыми органами контрольных функций в сфере применения ККТ.
Напомним, в Альбоме, утвержденном Постановлением N 132, предусмотрены формы КМ-1-КМ-9, включая КМ-4 "Журнал кассира-операциониста", КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации". Вместе с тем ни Закон о ККТ, ни предшествующий ему (утративший силу) Закон РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не упоминают о первичных учетных документах (унифицированных формах), которые в обязательном порядке должны применяться организациями при использовании контрольно-кассовой техники. Первичные учетные документы упоминаются в Законе о ККТ лишь при определении понятий "бланк строгой отчетности" и "кассовый чек". В Положении о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (утверждено постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470), первичным учетным документом названа также "контрольная лента".
Дополнительно процитируем некоторые нормы Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (в редакции постановления Правительства РФ от 07.08.1998 N 904) (далее - Постановление N 745):
- на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента и по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе (п. 11);
- оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком РФ (п. 12);
- правила эксплуатации ККМ утверждаются Минфином России по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации и Комиссией (п. 13).
Полагаем, справедливо будет отметить, что формы документов, содержащиеся в Альбоме, утвержденном Постановлением N 132, применялись в силу п. 2 ст. 9 утратившего ныне силу Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Как известно, с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете), т.е. с 01.01.2013 формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не обязательны к применению. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (часть 4 ст. 9 Закона о бухучете). Обязательные реквизиты первичных учетных документов приведены в части 2 ст. 9 Закона о бухучете.
Как указано в информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например кассовые документы). Здесь, полагаем, речь идет о таких кассовых документах, как, например, Приходный кассовый ордер (форма N КО-1, форма по ОКУД 0310001), КО-2 "Расходный кассовый ордер", КО-3 "Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов", КО-4 "Кассовая книга", КО-5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств", формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
Таким образом, за неимением иного и руководствуясь п.п. 12, 13 Постановления N 745, до настоящего времени следует руководствоваться Типовыми правилами, доведенными письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, а также Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание ЦБР N 3210-У).
Поскольку формы документов, предусмотренные Типовыми правилами, утратили силу, приведем соответствующие положения Типовых правил с учетом форм и указаний по их применению (далее - Указания), утвержденных Постановлением Госкомстата РФ N 132.
Согласно п. 3.4 Типовых правил на кассовую машину должна быть заведена "Книга кассира-операциониста" (форма КМ-4 "Журнал кассира-операциониста"), которая должна быть прошнурована, пронумерована и т.д. Здесь же отдельно отмечено, что указанный документ не заменяет кассового отчета (в редакции Типовых правил - форма N 25 "Показатели счетчиков по контрольно-кассовым машинам и сведения о выручке предприятия"). Аналогичный кассовому отчету документ, утвержденный Постановлением N 132, - это форма КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации". При этом, как указано в п. 3.6 Типовых правил, допускается ведение общей книги на все машины. В таком случае записи должны производиться в порядке нумерации всех касс (NN 1, 2, 3 и т.д.) с указанием в числителе заводского номера кассовой машины, показатели счетчиков недействующих кассовых машин ежедневно повторяются с указанием причин бездействия (в запасе, в ремонте и т.п.) и заверяются подписью представителя администрации предприятия.
Согласно п. 6.3 Типовых правил старший (главный) кассир после получения всех необходимых документов составляет сводный отчет (согласно Постановлению N 132 форма КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации") за текущий день. Сводный отчет вместе с актами, приходными-расходными ордерами передается им в бухгалтерию до начала работы следующей смены.
Постановлением N 132 перечень предусмотренных Типовыми правилами документов был дополнен формой КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста", которая согласно Указаниям применяется для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков контрольно-кассовой машины и выручке за рабочий день (смену). Отчет составляется в одном экземпляре ежедневно, кассир-операционист подписывает его и вместе с выручкой сдает его по приходному ордеру старшему (главному) кассиру или руководителю организации. В небольших организациях с одной-двумя кассами кассир-операционист сдает деньги непосредственно инкассатору банка. Сдача денег в банк отражается в отчете. Выручка за рабочий день (смену) определяется по показаниям суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня (смены) за вычетом суммы денег, возвращенных покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам и подтверждается соответствующими подписями заведующих отделами. В приеме и оприходовании денег по кассе в отчете подписываются старший кассир и руководитель организации. Отчет служит основанием для составления сводного отчета "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации" (форма N КМ-7).
В свою очередь, в соответствии с Указаниями форма КМ-7 применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации за текущий рабочий день и является приложением к Справке-отчету кассира-операциониста (форме КМ-6) за текущую дату.
Составляется КМ-7 в одном экземпляре старшим кассиром ежедневно и вместе с актами, справками-отчетами кассиров-операционистов, приходными и расходными ордерами передается в бухгалтерию организации до начала работы следующей смены. В форме согласно показаниям счетчиков на начало и на конец работы по каждой контрольно-кассовой машине рассчитывается выручка, в том числе с распределением ее по отделам, что подтверждается подписями соответствующих заведующих отделами (секциями). В конце таблицы подводятся итоги показаний счетчиков всех контрольно-кассовых машин и итоговая выручка организации с распределением ее по отделам (секциям). Согласно актам указывается итоговая сумма денег, выданных покупателям (клиентам) по возвращенным ими кассовым чекам, на которую уменьшается общая выручка организации. Сведения подписываются руководителем и старшим кассиром организации.
Помимо вышеизложенного, заметим, что форму КМ-7, которая выполняет функции сводного документа, с большой натяжкой можно назвать первичным учетным документом, скорее, она является регистром бухгалтерского учета. Обязательных форм регистров бухгалтерского учета Закон о бухучете не предусматривает.
Следуя приведенным Указаниям по применению форм КМ-6 и КМ-7, при наличии на торговой точке одной фактически используемой кассы эти формы во многом дублируют друг друга.
Согласно п. 5.2 Указания ЦБР N 3210-У Приходный кассовый ордер (форма по ОКУД 0310001 или форма N КО-1) может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из ККТ, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Законом о ККТ.
Резюмируя вышеизложенное, отметим следующее:
1) Закон о ККТ, как и Указание ЦБР N 3210-У, не упоминает таких документов, как формы КМ-6, КМ-7;
2) формы КМ-6 и КМ-7, содержащиеся в Альбоме, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ N 132, с позиции Закона о бухучете не являются обязательными к применению;
3) как отмечено в том же упомянутом нами в самом начале письме ФНС России от 23.06.2014 N ЕД-4-2/11941@, формы, содержащиеся в Альбоме, введены и используются исключительно для учета событий и операций, связанных с применением контрольно-кассовой техники;
4) формы КМ-6 и КМ-7 при использовании фактически одной единицы ККТ во многом дублируют друг друга;
5) Типовые правила предусматривают только один документ в качестве кассового отчета, который оформляется при движении денежных средств от ККТ до их инкассации (или сдачи в централизованную кассу организации);
6) применение КМ-7 предусмотрено только при наличии и использовании нескольких ККТ, в отношении которых оформляющее КМ-7 лицо исполняет контрольные функции (старший кассир).
Таким образом, учитывая специфику торговой деятельности организации в рассматриваемой ситуации, в частности отсутствие за ненадобностью старших кассиров на торговых точках (в магазинах), фактическое использование ККТ в единственном числе, считаем, что организация вправе не оформлять формы КМ-7. В подтверждение вышеизложенного считаем возможным привести постановление ФАС Поволжского округа от 29.03.2006 N А55-10520/05-51.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

19 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.