Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация занимается перевозками пассажиров автомобильным транспортом по заказам клиентов (численность - 150 водителей). Автомобили оснащены техникой регистрации нарушений правил дорожного движения, в том числе и нарушений скоростного режима, ведется видеорегистрация ежедневной работы. В договоре с одним из клиентов предусмотрено, что в случае зафиксированного нарушения водителем правил дорожного движения с таким водителем проводится индивидуальный внеплановый инструктаж. Основное требование клиента - четкое соблюдение правил дорожного движения и скоростного режима. В случае нарушения - немедленная организация внепланового инструктажа. Работники (водители) не заинтересованы не нарушать (им нравится ходить на инструктажи, сидеть слушать, не работать в этот день и питаться за счёт организации). Можно ли сделать так, чтобы день этого внепланового инструктажа не оплачивался как рабочий день (можно ли его считать простоем по вине работника)? Какой ещё есть выход в данной ситуации?

Организация занимается перевозками пассажиров автомобильным транспортом по заказам клиентов (численность - 150 водителей). Автомобили оснащены техникой регистрации нарушений правил дорожного движения, в том числе и нарушений скоростного режима, ведется видеорегистрация ежедневной работы. В договоре с одним из клиентов предусмотрено, что в случае зафиксированного нарушения водителем правил дорожного движения с таким водителем проводится индивидуальный внеплановый инструктаж. Основное требование клиента - четкое соблюдение правил дорожного движения и скоростного режима. В случае нарушения - немедленная организация внепланового инструктажа. Работники (водители) не заинтересованы не нарушать (им нравится ходить на инструктажи, сидеть слушать, не работать в этот день и питаться за счёт организации). Можно ли сделать так, чтобы день этого внепланового инструктажа не оплачивался как рабочий день (можно ли его считать простоем по вине работника)? Какой ещё есть выход в данной ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Учитывая, что необходимость проведения указанного в вопросе внепланового инструктажа водителя законодательством не предусмотрена, приостановление работы в связи с проведением такого инструктажа может рассматриваться как простой по вине работодателя, который должен оплачиваться в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. За нарушение трудовых обязанностей работодатель не лишен права привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

Обоснование позиции:
Согласно части второй ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) в обязанности работодателя входит предоставление работникам работы, обусловленной трудовым договором. В свою очередь, работник имеет право на предоставление ему такой работы (часть первая ст. 21 ТК РФ).
В соответствии с частью второй ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда.
Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" возлагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязанность соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В силу пп. 1 п. 4 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утверждены приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7, далее - Правила) к требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности относится обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности.
Обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности достигается в том числе прохождением инструктажа по безопасности перевозок (п. 7 Правил). Согласно п. 17-20 Правил инструктаж по безопасности перевозок подразделяется на вводный, предрейсовый, сезонный и специальный. В п. 22 Правил указано, что субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей.
Отметим, что согласно п. 21 Правил специальный инструктаж по безопасности перевозок предполагает необходимость срочного доведения до водителей информации в следующих случаях:
- вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей;
- изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;
- получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
- совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.
По существу аналогичные требования к проведению специального инструктажа водителей установлены п. 6.1 Руководящего документа РД-200-РСФСР-12-0071-86 09 "Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом" (утвержден Минавтотрансом РСФСР 20.10.1986, далее - Положение).
Вопросы оплаты времени прохождения водителями инструктажа по безопасности перевозок трудовое законодательство не регулирует. По смыслу части первой ст. 91, ст.ст. 106, 214 ТК РФ, пп. "к" п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15) время прохождения такого инструктажа относится к рабочему времени, следовательно, оплата труда работника за этот период должна производиться в соответствии с установленной у работодателя системой оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). При этом, на наш взгляд, время прохождения работниками инструктажа, предусмотренного законодательством, само по себе не является временем простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера - часть третья ст. 72.2 ТК РФ), поскольку инструктаж по охране труда не приостанавливает выполнение работником трудовой функции, а является необходимым условием для ее осуществления (хотя нельзя исключить вероятность того, что в конкретной ситуации необходимость проведения специального инструктажа приведет к временной приостановке работы).
Между тем, как следует из п. 21 Правил, п. 6.1 Положения специальный инструктаж, который является единственным из всех видов инструктажа, предусмотренных этими правовыми актами, имеющим характер внепланового, проводится для всех водителей транспортных средств и только в случаях, предусмотренных этими нормами. Необходимость проведения индивидуального внепланового инструктажа водителя в связи с нарушением им правил дорожного движения законодательство не предусматривает. Условия договорных отношений между организациями, которые определяют необходимость проведения такого инструктажа, не могут повлиять на право работника на предоставление ему обусловленной трудовым договором работы.
Поэтому, с нашей точки зрения, приостановление работы в связи с проведением указанного в вопросе индивидуального внепланового инструктажа водителя может рассматриваться как простой по вине работодателя, который должен оплачиваться в размере не менее двух третей средней заработной платы работника (часть первая ст. 157 ТК РФ). Вина работодателя состоит в неисполнении обязанности предоставить водителю работу в соответствии с условиями трудового договора в ситуации, когда приостановление работы не вызвано требованиями законодательства.
Полагаем, что в подобном случае работник, допустивший нарушение правил дорожного движения, соблюдение которых входило в его трудовые обязанности (трудовым договором, должностной инструкцией и т. д.), может быть привлечен к дисциплинарной ответственности с применением одного из видов санкций, предусмотренных частью первой ст. 192 ТК РФ (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 01.08.2012 по делу N 33-4652/2012, определение Московского городского суда от 22.08.2012 N 4г/6-6540). При этом должен быть соблюден порядок применения дисциплинарных взысканий (ст. 193 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

22 апреля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.