Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" не устанавливает предельного срока, на который наличные денежные средства могут выдаваться под отчет работникам. Можно ли в приказе о выдаче подотчетных сумм прописать срок выдачи денег, на который они выдаются, например несколько лет? Можно ли, если не сдан авансовый отчет, произвести удержание выданной суммы из заработной платы сотрудника, которому она выдавалась?

Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" не устанавливает предельного срока, на который наличные денежные средства могут выдаваться под отчет работникам. Можно ли в приказе о выдаче подотчетных сумм прописать срок выдачи денег, на который они выдаются, например несколько лет? Можно ли, если не сдан авансовый отчет, произвести удержание выданной суммы из заработной платы сотрудника, которому она выдавалась?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация вправе самостоятельно утвердить предельные сроки выдачи наличности под отчет в учетной политике или другом локальном нормативном акте. Установление неопределенного срока - "несколько лет" - не запрещено, однако может повлечь претензии контролирующих органов.

Если срок для сдачи отчета по подотчетным суммам пропущен, работодатель вправе не позднее одного месяца со дня окончания установленного срока принять решение об удержании из заработной платы работника соответствующей подотчетной суммы при условии, что работник не оспаривает оснований и размеров удержания. При этом общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%.

 

Обоснование вывода:

С 1 июня 2014 года при ведении кассовых операций применяется Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У).

В соответствии с п.п. 5, 6.3 Указания N 3210-У наличные денежные средства на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть выданы под отчёт работнику, работающему как на основании трудового договора, так и на основании договора гражданско-правового характера.

Пунктом 6.3 Указания N 3210-У установлено, что подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Ни Указанием N 3210-У, ни иными нормативно-правовыми актами РФ не предусмотрено каких-либо предельных сроков выдачи денежных средств под отчет и размеров подотчетных сумм, а также не ограничены категории лиц (из числа работников), которым данные суммы могут быть выплачены, дни, в которые подотчетные лица обязаны осуществить возврат и отчитаться о расходовании подотчетных сумм. Поэтому все эти показатели определяются организацией самостоятельно.

Как правило, список лиц, которым могут быть выданы средства под отчет, размер подотчетных сумм и срок, на которые они выдаются, утверждаются приказом руководителя организации.

Правила выдачи денежных средств под отчет можно закрепить и в учетной политике. Так, п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организаций" (далее - ПБУ 1/2008) установлено, что учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются, в частности, порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Однако в случае закрепления в учетной политике условия о размере предельной суммы денежных средств, выдаваемой под отчет, и предельном сроке их выдачи, на наш взгляд, организации целесообразно также утвердить приказом руководителя еще и список лиц, которым денежные средства могут выдаваться под отчет.

По поводу указания в учетной политике или приказе неопределенного срока выдачи денег под отчет отметим, что, по нашему мнению, указывать следует конкретные сроки: 10 дней, 1 месяц, 4 месяца и т.д. Полагаем, что, в случае установления срока выдачи денег под отчет "несколько лет" следует говорить о том, что фактически данный срок не установлен. Это, в свою очередь, может послужить основанием для претензий со стороны контролирующих органов.

Так, например, специалисты ФНС России в письме от 24.01.2005 N 04-1-02/704 отметили: если приказа руководителя организации с указанием срока, на который выдан аванс, в организации нет, то можно считать, что срок выдачи подотчетных сумм не установлен и, значит, расчеты по подотчетным суммам должны быть осуществлены в пределах одного рабочего дня. Данное письмо, по нашему мнению, не основывается на нормах действующих правовых актов. Кроме того, полномочиями по регулированию наличного денежного обращения и разъяснению нормативных правовых актов в данной сфере наделен Банк России, а не ФНС России. Вместе с тем полностью исключать предъявления претензий со стороны налоговых органов в связи с неустановлением срока выдачи аванса, к сожалению, нельзя.

Кроме того, в некоторых случаях специалисты налоговых органов пытаются квалифицировать подотчетные суммы, по которым отчеты не представлены в установленные сроки, в качестве беспроцентных займов и на этом основании доначислить работникам НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах (ст. 212 НК РФ). Однако, по сути, такие действия налоговой инспекции означают изменение юридической квалификации отношений между организацией и сотрудником, а такую переквалификацию может установить только суд, так как ст. 45 НК РФ запрещает бесспорное взимание налогов в подобном случае (пп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ). Суды по данному вопросу, как правило, высказывают мнение, что полученные под отчет денежные средства материальной выгоды у налогоплательщика не образуют.

Согласно ст. 41 НК РФ в целях налогообложения доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки, и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. Денежные средства, выданные физическим лицам под отчет, под данное понятие не подпадают, так как экономической выгоды не образуют. Эти денежные средства являются не чем иным, как дебиторской задолженностью работника перед организацией. Числящаяся за сотрудником дебиторская задолженность не подразумевает перехода прав собственности на выданные под отчет суммы. У организации есть возможность взыскать такую задолженность (смотрите, например, определение ВАС РФ от 07.09.2010 N ВАС-12053/10, постановления Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 N 11714/08, ФАС Московского округа от 22.03.2010 N КА-А40/2469-10 по делу N А40-25540/09-115-130, от 16.06.2010 N КА-А40/5879-10-3 по делу N А40-125078/09-126-900, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.03.2010 г. N А32-8002/2007-51/150-2007-51/426, ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2012 N А05-7569/2011, от 12.05.2009 N А56-16804/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 15.06.2010 N А17-7346/2008).

Если срок для сдачи отчета по подотчетным суммам пропущен, то в соответствии со ст. 137 ТК РФ работодатель вправе не позднее одного месяца со дня окончания установленного срока принять решение об удержании из заработной платы работника соответствующей подотчетной суммы при условии, что работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

При удержании из заработной платы своевременно не возвращенных подотчетных сумм необходимо соблюдать ограничения размера удержаний, предусмотренные ст. 138 ТК РФ. Так, частью первой ст. 138 ТК РФ установлено, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику. Поэтому работодатель в отсутствие других удержаний вправе удерживать в счет погашения задолженности по своевременно не возвращенным подотчетным суммам не более 20% от суммы заработной платы сотрудника. При этом даже с согласия последнего работодатель не вправе превышать указанный 20-процентный размер удержания.

При невозможности удержания невозвращенных подотчетных сумм из заработка работника по каким-либо причинам организация может взыскать такого рода задолженность в порядке, установленном для возмещения ущерба, причиненного работником (п. 2 части первой ст. 243, ст. 248 ТК РФ). В частности, если месячный срок со дня окончательного установления размера причиненного ущерба истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только в судебном порядке (ст.ст. 241, 248 ТК РФ).

В случае возникновения разногласий по вопросу возврата аванса с лицом, работающим на основании гражданско-правового договора, решение вопроса возможно также в судебном порядке.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Барсегян Артем

7 августа 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.