Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес В частной охранной организации проведена аттестация рабочих мест сотрудников, условия труда на них признаны вредными (класс 3.1). При этом был составлен акт, в котором указаны следующие нарушения: не подготовлен и не утвержден перечень профессий и должностей, которым выдается спецодежда; работникам не выдается спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ) согласно типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ; работодатель не обеспечил стирку, сушку спецодежды, спецобуви и прочих СИЗ (нарушение требования ст. 221 ТК РФ). Распространяются ли указанные требования на организацию? Является ли форма сотрудника охраны средством индивидуальной защиты? Следует ли выдавать её за счет работодателя, а также обеспечивать ее стирку? Относятся ли условия труда охранника частной охранной организации к вредным и (или) опасным?

В частной охранной организации проведена аттестация рабочих мест сотрудников, условия труда на них признаны вредными (класс 3.1). При этом был составлен акт, в котором указаны следующие нарушения: не подготовлен и не утвержден перечень профессий и должностей, которым выдается спецодежда; работникам не выдается спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ) согласно типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ; работодатель не обеспечил стирку, сушку спецодежды, спецобуви и прочих СИЗ (нарушение требования ст. 221 ТК РФ). Распространяются ли указанные требования на организацию? Является ли форма сотрудника охраны средством индивидуальной защиты? Следует ли выдавать её за счет работодателя, а также обеспечивать ее стирку? Относятся ли условия труда охранника частной охранной организации к вредным и (или) опасным?

В силу части первой ст. 221 ТК РФ на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также смывающие или обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Приобретение и выдача работникам СИЗ осуществляются работодателем за счет собственных средств (абзац шестой части второй ст. 212 ТК РФ, часть третья ст. 221 ТК РФ). Кроме того, работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (часть третья ст. 221 ТК РФ).

Согласно п. 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Межотраслевые правила), утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, требования которых распространяются на работодателей (юридических и физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 2 Межотраслевых правил), предоставление работникам средств индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок). Согласно п. 3 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в том числе в целях обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты. Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится специалистами аттестующей организации в том числе путем оценки соответствия выданных СИЗ типовым нормам бесплатной выдачи работникам СИЗ и фактическому состоянию условий труда на рабочем месте (п.п. 29, 31 Порядка). Когда по результатам проведенной аттестующей организацией оценки обеспеченности работников СИЗ установлено, что рабочее место соответствует требованиям обеспеченности СИЗ или выдача СИЗ не требуется по фактическому состоянию условий труда, то соответствующие результаты оценки указываются в п. "в" строки 030 "Оценка условий труда" карты аттестации рабочего места по условиям труда.

В настоящее время взамен аттестации рабочих мест проводится специальная оценка рабочих мест по условиям труда, однако в соответствии с частью 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. То есть работодатель вправе использовать результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест и в настоящее время, в том числе и для целей выдачи СИЗ.

Таким образом, если в картах аттестации рабочих мест по условиям труда сотрудников, о которых идет речь в вопросе, в п. "в" строки 030 "Оценка условий труда" указано на необходимость выдачи СИЗ, работодатель обязан обеспечить своевременную выдачу таким работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Необеспечение работников СИЗ является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (смотрите, например, решение Волгоградского областного суда от 07.11.2012 по делу N 07р-722/12).

Обращаем Ваше внимание, что Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 N 541н, не предусматривают норм выдачи спецодежды по профессии (должности) "охранник". Нормы выдачи спецодежды для охранников установлены только в отдельных отраслях (п. 166 Приложения к приказу Минздравсоцразвития РФ от 25.04.2011 N 340н; п. 843 Приложения к приказу Минздравсоцразвития РФ от 24.12.2009 N 1028н; п. 235 Приложения к приказу Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2009 N 970н; п. 70 Приложения N 2 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 22.06.2009 N 357н).

В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации. При этом специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством РФ. По смыслу закона, форменная одежда призвана доводить до сведения граждан наглядную информацию о принадлежности работника к конкретной организации и осуществляемой им деятельности. В связи с этим полагаем, что она не является специальной одеждой и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренными законодательством РФ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мазухина Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сутулин Павел

28 мая 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.