Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Индивидуальный предприниматель (УСН с объектом доходы) приобрел земельный участок со строениями. Участок находится в городе (земли поселений), строения сдаются арендаторам под офисы и склады. Появляется ли у ИП обязанность подачи декларации по земельному налогу? Если обязанность появляется, то в какой налоговый орган подается декларация и оплачивается налог, если земельный участок находится не в районе проживания (регистрации) ИП? Есть ли необходимость уведомления ИФНС того района, где находится земельный участок, о приобретении земли для использования в предпринимательской деятельности? Какие штрафные санкции предусмотрены за несвоевременную подачу декларации и несвоевременную оплату земельного налога? Какие документы и в налоговую инспекцию какого района необходимо предоставить ИП в ИФНС для освобождения от уплаты налога на имущество?

Индивидуальный предприниматель (УСН с объектом доходы) приобрел земельный участок со строениями. Участок находится в городе (земли поселений), строения сдаются арендаторам под офисы и склады. Появляется ли у ИП обязанность подачи декларации по земельному налогу? Если обязанность появляется, то в какой налоговый орган подается декларация и оплачивается налог, если земельный участок находится не в районе проживания (регистрации) ИП?
Есть ли необходимость уведомления ИФНС того района, где находится земельный участок, о приобретении земли для использования в предпринимательской деятельности? Какие штрафные санкции предусмотрены за несвоевременную подачу декларации и несвоевременную оплату земельного налога?
Какие документы и в налоговую инспекцию какого района необходимо предоставить ИП в ИФНС для освобождения от уплаты налога на имущество?

В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями (далее - ИП) предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Иные налоги уплачиваются ИП, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

 

Земельный налог

 

Земельный налог относится к местным налогам (ст. 15 НК РФ). Он устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 387 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются в том числе физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности (а также на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения).
Поскольку п. 3 ст. 346.11 НК РФ для ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения, освобождение от уплаты земельного налога не предусмотрено, данный налог предприниматель должен уплачивать на общих основаниях (письмо Минфина России от 07.10.2013 N 03-11-11/41438).
В соответствии с п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся ИП, в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, определяют налоговую базу и исчисляют сумму земельного налога самостоятельно. Налоговая база определяется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности (праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения).
При этом в силу п. 1 и п. 3 ст. 398 НК РФ не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, ИП обязан представить в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка налоговую декларацию (письма Минфина России от 11.04.2012 N 03-05-06-02/29, от 18.10.2011 N 03-05-06-02/105). Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@.
Также и уплата земельного налога (авансовых платежей по налогу) производится ИП в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 3 ст. 397 НК РФ).
Обращаем внимание, что из формулировки вышеуказанных норм НК РФ следует, что ИП определяет налоговую базу, исчисляет земельный налог и представляет налоговую декларацию не только в отношении фактически используемых в предпринимательской деятельности земельных участков, но и предназначенных для использования в этой деятельности. Представители Минфина России разъясняют, что если в правоустанавливающем документе на земельный участок, принадлежащем на праве собственности ИП, определен вид разрешенного использования, связанный с предпринимательской деятельностью, в отношении такого земельного участка предприниматель определяет налоговую базу самостоятельно вне зависимости от осуществления на данном земельном участке предпринимательской деятельности (письма Минфина России от 05.03.2012 N 03-05-06-02/21, от 20.03.2012 N 03-05-06-02/25, от 12.08.2011 N 03-05-04-02/76).
Таким образом, учитывая, что в рассматриваемом случае земельный участок используется ИП для осуществления предпринимательской деятельности, он обязан в отношении этого участка самостоятельно осуществить исчисление земельного налога, а также произвести его уплату и представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения этого земельного участка (письмо ФНС России от 23.01.2013 N БС-3-11/177).
В связи с этим ИП должен быть поставлен на учет в налоговом органе по месту фактического нахождения принадлежащего ему земельного участка (недвижимого имущества) (п. 1 ст. 83, пп. 3 п. 5 ст. 83 НК РФ, п. 1 ст. 130 ГК РФ).

 

Постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества

 

Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ и п. 4 ст. 85 НК РФ постановка на учет, снятие с учета физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На указанные органы возложена обязанность сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.*(1)
Налоговый орган обязан осуществить постановку физического лица на учет по месту нахождения принадлежащего ему земельного участка в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений (абзац четвертый п. 2 ст. 84 НК РФ). В тот же срок налоговый орган обязан выдать (или направить по почте заказным письмом) ИП уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.
При этом датой постановки на учет физического лица (датой учета сведений в отношении физического лица) в налоговом органе будет являться дата регистрации права на земельный участок, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст. 85 НК РФ (п. 14 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах..., утвержденного приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н).

Ответственность за несвоевременную уплату налога и несвоевременное представление налоговой декларации

Пунктом 5 ст. 23 НК РФ установлено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в случае уплаты причитающейся суммы налога в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пени в порядке, определенном ст. 75 НК РФ.
Кроме того, ст. 122 НК РФ предусматривает ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога за неуплату или неполную уплату сумм налога, но лишь возникших в результате:
- занижения налоговой базы;
- иного неправильного исчисления налога;
- других неправомерных действий (бездействия),
при условии, что такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ.
В иных случаях при неуплате налога в установленный срок взыскиваются только пени (п.п. 1, 2 ст. 75 НК РФ) (смотрите также п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).*(2)

 

Налог на имущество физических лиц

 

Как указано выше, применение упрощенной системы налогообложения ИП предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.
Нормы НК РФ не устанавливают обязанность налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, представлять налоговому органу документы, подтверждающие использование имущества в предпринимательских целях, равно как и не установлен перечень таких документов (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.04.2010 по делу N А32-1886/2009-19/98, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31.08.2009 N А64-6950/08).
С этим согласны и представители официальных органов. Тем не менее они считают, что в целях реализации предоставленного главой 26.2 НК РФ права на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц ИП, применяющие УСН, должны представлять соответствующее заявление в произвольной форме, а также любые документы, которые могут подтверждать факт использования объектов недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности. Смотрите, например, письма Минфина России от 29.07.2011 N 03-11-11/199, от 04.05.2011 N 03-05-06-01/46, ФНС России от 04.08.2010 N ШС-17-3/847, письма УФНС России по г. Москве от 25.11.2008 N 18-12/1/109648@, от 25.11.2008 N 18-12/1/109650@, от 15.01.2008 N 18-12/4/002026@.
Основанием являются положения Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1), которым установлен порядок налогообложения имущества физических лиц. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 2003-1 исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. При этом лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Иными словами, если действий по реализации права на льготу, установленного п. 3 ст. 346.11 НК РФ, предприниматель, владеющий имуществом, не совершит, то такое имущество будет облагаться в соответствии с нормами Закона N 2003-1 как имущество физического лица, не являющегося ИП. В таком случае налоговые органы самостоятельно исчислят сумму земельного налога, подлежащую уплате физическим лицом, и пришлют соответствующее налоговое уведомление об уплате налога (п.п. 2, 3 ст. 52 НК РФ, п. 8 ст. 5 Закона N 2003-1). Поэтому необходимые документы должны быть представлены в сроки, позволяющие налоговому органу исчислить сумму налога на имущество физических лиц и направить налогоплательщику соответствующее налоговое уведомление в установленные сроки (письмо Минфина России от 05.03.2012 N 03-11-11/67).
Основанием для освобождения ИП от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц могут являться документы, подтверждающие применение ИП упрощенной системы налогообложения и фактическое использование указанного имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода. Состав представляемых документов определяется в зависимости от характера использования имущества в предпринимательской деятельности, например (письма Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-11/1484, от 11.11.2013 N 03-05-06-01/48006, от 05.03.2012 N 03-11-11/67):
- договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами;
- документы с указанием адреса конкретного помещения в качестве места приема-отпуска товаров;
- документы с указанием адреса места выполнения трудовых функций работников ИП;
- платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида предпринимательской деятельности;
- другие документы.
Указанные документы ИП представляет в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества (письмо Минфина России от 29.07.2011 N 03-11-11/199).
Дополнительным подтверждением использования имущества в предпринимательской деятельности может стать наличие в ЕГРИП такого вида экономической деятельности, как сдача внаем собственного недвижимого имущества (письмо УФНС России по г. Москве от 05.05.2012 N 20-14/040024@).

Рекомендуем ознакомиться с материалами, представленными в системе ГАРАНТ:
- Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по земельному налогу индивидуальными предпринимателями;
- Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по земельному налогу организациями;
- Энциклопедия решений. Порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей организациями и индивидуальными предпринимателями;
- Энциклопедия решений. Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

13 марта 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) В случае, если право физического лица на земельный участок зарегистрировано 30 сентября 2013 года, то сведения о владельце этого земельного участка должны быть переданы в налоговый орган по месту фактического нахождения земельного участка не позднее 9 октября 2013 года, а также подтверждены до 1 марта 2014 года.
*(2) Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление налоговой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ).