Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация сдает в аренду торговые места индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. При этом при оформлении договора аренды индивидуальными предпринимателями используются персональные данные. На основании запроса персональные данные (Ф.И.О., место прописки, ИНН, ОГРН, сведения о договорах и арендуемых местах) передаются в налоговый орган. Должна ли организация получать согласие контрагента - физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, на обработку и передачу его персональных данных? Должна ли организация направлять уведомление об обработке персональных данных в уполномоченный орган?

Организация сдает в аренду торговые места индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. При этом при оформлении договора аренды индивидуальными предпринимателями используются персональные данные. На основании запроса персональные данные (Ф.И.О., место прописки, ИНН, ОГРН, сведения о договорах и арендуемых местах) передаются в налоговый орган. Должна ли организация получать согласие контрагента - физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, на обработку и передачу его персональных данных? Должна ли организация направлять уведомление об обработке персональных данных в уполномоченный орган?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Предоставление организацией налоговому органу сведений о контрагенте - физическом лице, являющемся индивидуальным предпринимателем, не влечет необходимости получения от него согласия на обработку его персональных данных.
У организации также отсутствует необходимость в направлении уведомления об обработке персональных данных в уполномоченный орган.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. При этом целью указанного закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 2 Закона N 152-ФЗ).
Обработкой персональных данных признается любое действие (операция), совершаемое с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, хранение, передачу (распространение, предоставление, доступ), а под предоставлением персональных данных необходимо понимать действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (ст. 3 Закона N 152-ФЗ).
Отметим, что ч. 2 ст. 1 Закона N 152-ФЗ поименован перечень отношений, на которые Закон N 152-ФЗ не распространяется, указанный перечень является исчерпывающим, при этом отношения между налогоплательщиком и налоговым органом в рамках осуществляемого им налогового контроля в указанном перечне отсутствуют.
В то же время следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных либо в случаях, прямо предусмотренных законом, без получения его согласия, к числу которых отнесена и обработка персональных данных, необходимая для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.
При этом согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в установленном порядке, при этом налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Таким образом, предоставление организацией налоговому органу сведений о контрагенте - физическом лице, являющемся индивидуальным предпринимателем, не влечет необходимости получения от него согласия на обработку его персональных данных. В связи с вышеизложенным у организации также отсутствует необходимость в направлении уведомления об обработке персональных данных в уполномоченный орган.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

20 декабря 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.