Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Каков общий принцип предоставления компенсаций работникам за вредные условия труда в отсутствие результатов аттестации рабочих мест?

Каков общий принцип предоставления компенсаций работникам за вредные условия труда в отсутствие результатов аттестации рабочих мест?

Все работодатели обязаны обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (часть вторая ст. 212 ТК РФ). В настоящее время порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569. Отметим, что с 1 сентября 2011 года вступает в силу приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, которым вводится новый порядок аттестации рабочих мест по условиям труда.
Отсутствие у работодателя документов, подтверждающих проведение аттестации рабочих мест, рассматривается государственными инспекторами труда в качестве административного проступка (ст. 5.27 КоАП РФ).
Кроме того, согласно части первой ст. 219 ТК РФ работник вправе отказаться от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности. Поскольку непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда является нарушением требований охраны труда, а в отсутствие результатов аттестации нельзя быть уверенным в безопасности выполнения трудовой функции, работники вполне могут отказаться от работы. Привлечь их к дисциплинарной ответственности за правомерный отказ от выполнения работы нельзя (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
В настоящее время постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее - Постановление N 870) закреплен минимальный размер компенсаций за вредные условия труда. При этом в п. 1 Постановления N 870 указано, что компенсации работникам устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест.
Таким образом, аттестация рабочих мест по условиям труда является обязательным мероприятием, на основе которого в каждой организации устанавливается конкретный размер компенсаций за вредные условия труда.
Однако непроведение аттестации рабочих мест, будучи неправомерным поведением работодателя, ни в коей мере не освобождает его от обязанности предоставлять работникам компенсации за вредные условия труда.
Пункт 2 Постановления N 870 обязал Минздравсоцразвития России установить минимальные размеры компенсаций за вредные условия в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Но пока Минздравсоцразвития России соответствующие документы не утвердило. Поэтому при предоставлении компенсаций сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, следует руководствоваться ранее принятыми нормативными правовыми актами.
При определении продолжительности сокращенного рабочего времени и дополнительного отпуска должен применяться Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (далее - Список).
В Списке перечислены профессии, должности и виды работ и указана соответствующая им продолжительность рабочего времени и дополнительного отпуска. Поэтому, даже не имея результатов аттестации, возможно определить конкретные размеры указанных компенсаций.
Как разъяснил А.В. Анохин, начальник Правового управления Федеральной службы по труду и занятости, даже если рабочие места не были аттестованы работодателем, продолжительность рабочего времени и дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается работникам в соответствии со Списком. Если же должность (профессия) работника отсутствует в Списке, то компенсации не предоставляются (смотрите интервью "Охрана труда работников: как не допустить ошибок", опубликованное в журнале "В курсе правового дела", N 20, октябрь 2010 г.).
С установлением повышенной оплаты труда без проведения аттестации дело обстоит гораздо сложнее.
За неимением нормативного акта Минздравсоцразвития России размеры доплат за вредные условия труда устанавливаются в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78. Согласно п. 1.6 Типового положения, утвержденного этим постановлением, размеры доплат варьируются от 4% до 24% и зависят от фактического состояния условий труда на рабочих местах. Оценка же фактического состояния условий труда производится на основе данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды (п. 1.2 Типового положения).
Получается, что, совсем не проведя никаких измерений вредных и опасных производственных факторов, нельзя определить, какой именно размер доплаты из указанных в п. 1.6 Типового положения является минимально возможным для установления на конкретных рабочих местах.
В настоящее время формально не отменены принятые в советский период отраслевые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда. В ряде случаев такие перечни позволяют сузить процентный диапазон доплат.
Однако Верховный Суд РФ в своем определении от 25.08.2010 N ГКПИ10-673 указал, что такие нормативные правовые акты не применяются, поскольку противоречат ТК РФ.
В результате приходим к выводу, что у работодателя есть только два способа гарантированно не нарушить прав работников: 1) установить локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором всем работникам, на рабочих местах которых присутствуют вредные и (или) опасные производственные факторы, размер доплаты 24%; 2) как можно быстрее провести аттестацию рабочих мест, по результатам которой установить размеры доплат, соответствующие классу условий труда.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Синева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кикинская Анна

23 июня 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.