Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Некоммерческая организация применяет УСН. Иных доходов, кроме благотворительных пожертвований и процентов банка на остаток денег на расчетном счете, у организации нет. Согласно учетной политике на счете 91 "Прочие доходы и расходы" отражаются только полученные от банка проценты. По результатам аудиторской проверки указано на несоответствие методологии учета расходов по услугам банка (расчетно-кассовое обслуживание). Может ли некоммерческая организация учитывать услуги банка на счете 26?

Некоммерческая организация применяет УСН. Иных доходов, кроме благотворительных пожертвований и процентов банка на остаток денег на расчетном счете, у организации нет. Согласно учетной политике на счете 91 "Прочие доходы и расходы" отражаются только полученные от банка проценты. По результатам аудиторской проверки указано на несоответствие методологии учета расходов по услугам банка (расчетно-кассовое обслуживание). Может ли некоммерческая организация учитывать услуги банка на счете 26?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, некоммерческая организация может расходы по оплате услуг банков на расчетно-кассовое обслуживание учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности с отражением их на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

Обоснование вывода:
Пунктом 4 ПБУ "Расходы организации" (далее ПБУ 10/99) предусмотрено, что расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. На базе расходов по обычным видам деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (п.п. 5 и 9 ПБУ 10/99).
Все иные расходы являются прочими. И формально расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, являются прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99).
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина России от 02.12.2 000 N 94н (далее - Инструкция по применению Плана счетов), прочие доходы и расходы отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Для учета расходов по обычным видам деятельности предназначены соответствующие счета учета затрат (20, 25, 26, 44).
В то же время такой вариант учета расходов на услуги банка является общим, в рассматриваемом же случае необходимо учитывать специфику деятельности некоммерческих организаций.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Пунктом 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ установлено, что некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Согласно п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.
Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
При этом некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).
И поскольку в силу п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ источниками формирования имущества некоммерческой организации являются, в частности, регулярные и единовременные поступления от учредителей, добровольные имущественные взносы и пожертвования и т.д., то расходы организации, связанные с осуществлением основной уставной деятельности, в полной сумме покрываются за счет целевых средств, поступивших организации на осуществление такой деятельности.
С учетом этого полагаем, что нормы ПБУ 10/99 "Расходы организации" в отношении уставной деятельности не применяются.
Определенная специфика и в том, что система бухгалтерского учета некоммерческой организации должна содержать информацию не только о состоянии активов и пассивов, наличии и объеме имущества организации, но и, в отличие от коммерческой организации, о том, как использованы полученные целевые средства. Основой для отражения такого рода информации является смета. В силу п. 1 ст. 3 Закона N 7-ФЗ каждая НКО должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
С учетом этого направление использования поступивших средств и их учет зачастую зависит от статей сметы (отдельно по каждому направлению, программе или проекту).
"Расходы организации, связанные с осуществлением управленческих и координирующих функций, и другие расходы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности организации (расходы по оплате труда ее административно управленческого персонала, по содержанию зданий, автомобилей, услуг телефонной связи и т.п.), в полной сумме покрываются за счет целевых отчислений, поступивших организации на осуществление основной уставной деятельности" (письмо Минфина России от 21.08.2001 N 04-02-05/3/56).
По разъяснениям советника налоговой службы Российской Федерации III ранга О. Емышевой, представленным в ответе на вопрос налогоплательщика ("Финансовая газета", N 34, август 2003 г.), покрытие расходов по содержанию организации и ведению уставной деятельности (в том числе оплата труда аппарата управления, плата за аренду помещений, оплата услуг банка и другое) осуществляется некоммерческими организациями за счет целевых поступлений.
Мы также считаем, что осуществляющая уставную деятельность некоммерческая организация расходы на оплату услуг банка по расчетно-кассовому обслуживанию может отнести к расходам на содержание некоммерческой организации.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов в бухгалтерском учете расходы на содержание некоммерческой организации могут отражаться, в частности, по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" с последующим их списанием за счет средств целевого финансирования, т.е. при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции, в частности, со счетом 26 "Общехозяйственные расходы".
Таким образом, полагаем, что некоммерческая организация, осуществляющая уставную деятельность, вправе учитывать на счете 26 расходы на услуги банка по расчетно-кассовому обслуживанию.
Если некоммерческая организация осуществляет не только уставную, но и предпринимательскую деятельность и с учетом того, что способ ведения раздельного учета доходов и расходов некоммерческой организации по предпринимательской и уставной деятельности законодательно не установлен, некоммерческая организация должна закрепить выбранный ею способ в учетной политике в целях бухгалтерского учета (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. п. 2 и 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мягкова Светлана

22 июня 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.