Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Предприятие планирует заключить договор субаренды транспортного средства с экипажем - автобуса (более восьми человек) для перевозки своих работников по городу для собственных нужд предприятия. Субарендодатель - индивидуальный предприниматель, в свою очередь, планирует взять этот автобус в аренду с экипажем у собственника данного транспортного средства. Должен ли субарендодатель-ИП представить лицензию при заключении и исполнении договора субаренды с предприятием? Возникают ли в данном случает правоотношения по перевозке, или все отношения охватываются нормами о договоре аренды транспортного средства с экипажем? Если возникают, то кто является перевозчиком в данном случае? Является ли предприятие перевозчиком по отношению к своим работникам?

Предприятие планирует заключить договор субаренды транспортного средства с экипажем - автобуса (более восьми человек) для перевозки своих работников по городу для собственных нужд предприятия. Субарендодатель - индивидуальный предприниматель, в свою очередь, планирует взять этот автобус в аренду с экипажем у собственника данного транспортного средства. Должен ли субарендодатель-ИП представить лицензию при заключении и исполнении договора субаренды с предприятием? Возникают ли в данном случает правоотношения по перевозке, или все отношения охватываются нормами о договоре аренды транспортного средства с экипажем? Если возникают, то кто является перевозчиком в данном случае? Является ли предприятие перевозчиком по отношению к своим работникам?

Прежде всего отметим, что согласно п. 3 ст. 23 и п. 3 ст. 49 ГК РФ наличие лицензии для осуществления того или иного вида деятельности необходимо юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю (далее - ИП) только в случаях, прямо предусмотренных законом.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, кроме перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
При этом в силу п. 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 N 195 (далее - Положение), к лицензируемой в соответствии с этим Положением деятельности относятся перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее - коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
Из буквального толкования приведенных норм следует, что деятельность по передаче в аренду автобуса с экипажем не названа в составе лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами.
В пользу данного вывода свидетельствует также и сравнительный анализ предметов договора аренды транспортного средства с экипажем и договоров перевозки пассажиров и фрахтования.
В частности, по смыслу ст. 786 ГК РФ, п. 12 ст. 2, ч. 1 ст. 19 и ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ) договор перевозки пассажира заключается непосредственно между перевозчиком и пассажиром путем приобретения последним билета для проезда по маршрутам регулярных перевозок, чего со всей очевидностью не происходит при перевозке работников арендатора автобусом, взятым в субаренду с экипажем.
Также, несмотря на то, что в ст. 632 ГК РФ в отношении договора аренды транспортного средства с экипажем употреблен термин "фрахт на время", гражданское законодательство рассматривает данный договор и договор фрахтования как самостоятельные договоры, посвятив последнему ст. 787 ГК РФ, находящуюся в главе 40 "Перевозки".
Основным отличием этих договоров является то, что если по договору аренды транспортного средства с экипажем указанное транспортное средство полностью передается во владение и пользование арендатора, который вправе использовать его по своему усмотрению в пределах, установленных договором (в том числе сдавать в субаренду и заключать с использованием транспортного средства договоры перевозки), и отдавать экипажу, услуги которого предоставляются арендодателем, обязательные распоряжения, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (ст. 632 и п. 2 ст. 635 ГК РФ), то по договору фрахтования фрахтователю предоставляется лишь вместимость транспортного средства (вся или определенная часть) для осуществления именно перевозки пассажиров, груза или багажа по заранее определенному маршруту (ст. 787 ГК РФ, п.п. 21 и 22 ст. 2, ч. 1 и ч. 2 ст. 27, ст. 28 УАТ).
В связи с изложенным, исходя из приведенных выше норм, ИП, который сдает автобус с экипажем в субаренду, на наш взгляд, не должен иметь лицензию на осуществление перевозок автобусами, а сам такой договор субаренды не может расцениваться как договор на перевозку.
В то же время следует учитывать, что по смыслу ст. 431 ГК РФ суд, независимо от наименования договора, устанавливает его действительное содержание, исходя как из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, так и из существа сделки с учетом действительной общей воли сторон, цели договора и фактически сложившихся отношений сторон (п. 1 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2017).
Следовательно, нельзя совершенно исключить того, что договор субаренды транспортного средства с экипажем, указанный в вопросе, с учетом его содержания и фактического поведения сторон при его исполнении может быть расценен и как договор фрахтования. При этом необходимо помнить, что для фрахтователя, которому в пользование передается вместимость транспортного средства, категоризируемого как автобус, законодательство прямо не устанавливает обязанности по истребованию от фрахтовщика лицензии на осуществление деятельности по перевозкам.
Что же касается ситуации, при которой договор, указанный в вопросе, будет квалифицирован именно как договор субаренды транспортного средства с экипажем, то мы полагаем, что в этом случае использование такого транспортного средства субарендатором для перевозки своих сотрудников может быть расценено как нарушение законодательства о лицензировании.
Дело в том, что в данном случае по смыслу ст. 632 и ст. 635 ГК РФ в рамках договора субаренды будут оказываться лишь услуги по управлению транспортным средством силами работников арендодателя по основному договору аренды, а не услуги по перевозке. Соответственно, лицом, владеющим и пользующимся арендованным транспортным средством как объектом имущества, в том числе использующим его для перевозки физических лиц, будет являться непосредственно субарендатор.
При этом из содержания п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" вытекает, что юридические лица, осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, автобусами без заключения договора перевозки или договора фрахтования выполняют перевозки автобусами для собственных нужд.
Таким образом, по нашему мнению, с учетом п. 4 Положения перевозить собственных сотрудников не путем заключения договора фрахтования с фрахтовщиком, но с использованием принадлежащего ей на любом законном основании автобуса организация может лишь при наличии соответствующей лицензии.
Отметим также, что согласно п. 3, пп. "в" п. 5 и пп. "а" п. 7 Положения автобусы, используемые организацией для перевозки граждан для собственных нужд, не могут быть арендованы по договору аренды транспортного средства с экипажем, но могут принадлежать на ином законом основании (праве собственности, аренды (без экипажа), праве безвозмездного пользования и т.п.). Полагаем, что это связано с требованием, содержащимся в пп. "и" п. 7 Положения, согласно которому к управлению автобусами лицензиата могут допускаться лишь водители, состоящие в трудовых отношениях с лицензиатом, тогда как члены экипажа транспортного средства, арендуемого по соответствующему договору, являются работниками арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ).
Следовательно, на наш взгляд, организацией в рассматриваемой ситуации нарушаются сразу два положения законодательства о лицензировании: осуществление перевозок иных лиц для собственных нужд без лицензии и осуществление перевозок этих лиц автобусом, принадлежащим ей по договору аренды транспортного средства с экипажем.
К сожалению, какой-либо правоприменительной практики и официальных разъяснений регулирующих и контролирующих органов по данному вопросу нам обнаружить не удалось, поэтому рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (ее территориальный орган), уполномоченную на лицензирование в данной сфере и дачу разъяснений физическим и юридическим лицам по данным вопросам (п. 2 Положения, п.п. 5.2, 6.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

13 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.