Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" и постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 о лимитах дохода предприятие относилось к категории среднего предпринимательства, находилось в реестре малого и среднего предпринимательства и пользовалось различными льготами, предусмотренными для соответствующей категории, в том числе по взносам (организации и предприниматели, которые включены в реестр малого и среднего бизнеса, вправе начислять взносы по пониженной ставке 15%). После последнего обновления базы данных (10.08.2020) в отношении предприятия сведения в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют. Организацию исключили. Учредителями предприятия являются 2 физических лица (граждане РФ) с долями по 50%. Среднесписочная численность по состоянию на 01.01.2020 - 240 человек. Сумма дохода (выручка от реализации плюс внереализационный доход) за 2019 год - 2 396 987 455 руб. Правомерно ли предприятие исключено из реестра? Каким образом организации восстановиться в реестре? С какой даты все льготы для организации как для среднего предприятия перестали действовать? Получается, что за август 2020 года платить страховые взносы нужно по общим тарифам?

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" и постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 о лимитах дохода предприятие относилось к категории среднего предпринимательства, находилось в реестре малого и среднего предпринимательства и пользовалось различными льготами, предусмотренными для соответствующей категории, в том числе по взносам (организации и предприниматели, которые включены в реестр малого и среднего бизнеса, вправе начислять взносы по пониженной ставке 15%). После последнего обновления базы данных (10.08.2020) в отношении предприятия сведения в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют. Организацию исключили. Учредителями предприятия являются 2 физических лица (граждане РФ) с долями по 50%. Среднесписочная численность по состоянию на 01.01.2020 - 240 человек. Сумма дохода (выручка от реализации плюс внереализационный доход) за 2019 год - 2 396 987 455 руб.
Правомерно ли предприятие исключено из реестра? Каким образом организации восстановиться в реестре? С какой даты все льготы для организации как для среднего предприятия перестали действовать? Получается, что за август 2020 года платить страховые взносы нужно по общим тарифам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае организация правомерно исключена из реестра субъектов МСП. В связи с этим она утрачивает право на применение пониженных тарифов страховых взносов с 1 августа 2020 года. Остальные преференции, связанные с наличием статуса субъекта МСП, по нашему мнению, прекращают действовать с 1 января 2020 года.

Обоснование вывода:
Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ (далее - Закон N 102-ФЗ) с 1 апреля 2020 года до конца расчетного периода 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства (далее также - МСП), введены пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало года (ст.ст. 5-6 Закона N 102-ФЗ)*(1).
Таким образом, к начислениям, произведенным после 01.04.2020, вправе применить пониженные тарифы страховых взносов только страхователи, являющиеся субъектами МСП.
Согласно частям 1, 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ организация признается субъектом среднего предпринимательства при единовременном соблюдении следующих условий:
1) она соответствует хотя бы одному из условий, указанных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Например, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% (пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год должна составлять от 101 до 250 человек (пп. "б" п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
3) доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном НК РФ, не должен превышать двух миллиардов рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
В рассматриваемой ситуации по итогам 2019 года доход от предпринимательской деятельности превысил два миллиарда рублей, т.е. условие о величине дохода по состоянию на 01.01.2020 не соблюдается. Соответственно, по состоянию на 01.01.2020 организация не отвечает критериям для признания ее субъектом среднего предпринимательства.
На основании п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) сведения о юридических лицах и ИП исключаются из него 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица и ИП перестали отвечать условиям, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
При этом ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ определено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Однако в рассматриваемом случае вопрос стоит не об изменении категории в рамках законодательства о малом и среднем предпринимательстве, а об утрате статуса малого (среднего) предприятия. Поэтому применению в данном случае подлежит норма п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ.
Подтверждается данный вывод и судебной практикой. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд, рассматривая споры об исключении организаций из Единого реестра, указывает, что в ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ идет речь об изменении категории субъекта малого или среднего предпринимательства. Указанная норма права применяется в случаях, когда одна из указанных категорий меняется на другую. При рассмотрении вопроса об исключении общества из Реестра или его включении в Реестр положение ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ не применяется (смотрите постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 N 09АП-32308/18, от 30.05.2018 N 09АП-11048/18, от 28.04.2017 N 09АП-15465/17 (постановлением АС Московского округа от 08.08.2017 N Ф05-10294/17 данное постановление оставлено без изменения)).
Таким образом, в рассматриваемом случае организация правомерно исключена из реестра. Для повторного включения в реестр должна сложиться ситуация, когда она вновь будет отвечать требованиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
По мнению ФНС России, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, только при условии внесения сведений о них в реестре. При этом пониженные тарифы применяются с первого числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года. В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с первого числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП (письма ФНС России от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@, от 28.04.2020 N БС-4-11/7155@, от 02.06.2020 N БС-4-11/9090@). Соответственно, в рассматриваемом случае организация утрачивает право на применение пониженных тарифов страховых взносов с 1 августа 2020 года.
Следует учитывать, что Закон N 209-ФЗ не ставит признание организации субъектом малого или среднего предпринимательства в зависимость от факта ее регистрации в реестре, равно как от факта формального признания этого статуса каким-либо органом. Наличие у хозяйствующего субъекта статуса субъекта малого или среднего предпринимательства обусловлено исключительно его соответствием критериям, установленным в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Наличие сведений об организации в реестре является лишь подтверждением ее статуса СМП на определенную дату. Однако факт наличия записи о субъекте в реестре сам по себе не означает, что данный субъект относится к субъектам МСП.
В рассматриваемом случае организация перестала соответствовать критериям субъекта МСП с 1 января 2020 года. В связи с этим считаем, что именно с этой даты фактически утрачен статус субъекта МСП и прекращают действовать все преференции, связанные с наличием данного статуса.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

13 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Аналогичные поправки внесены в ст. 427 НК РФ и ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (смотрите ст.ст. 2 и 4 Закона N 102-ФЗ), они вступят в силу с 1 января 2021 года и предполагается, что будут действовать бессрочно.