Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация относится к пострадавшим от коронавируса отраслям, но не по основному, а по дополнительным кодам ОКВЭД. Фактическая деятельность на 100% осуществлялась в пострадавшей сфере - организация мероприятий, что может быть подтверждено регистрами учета и копиями договоров. Есть ли случаи включения таких компаний в список организаций, которым оказывается государственная поддержка путем подтверждения фактического вида деятельности? Куда нужно обращаться?

Организация относится к пострадавшим от коронавируса отраслям, но не по основному, а по дополнительным кодам ОКВЭД. Фактическая деятельность на 100% осуществлялась в пострадавшей сфере - организация мероприятий, что может быть подтверждено регистрами учета и копиями договоров. Есть ли случаи включения таких компаний в список организаций, которым оказывается государственная поддержка путем подтверждения фактического вида деятельности? Куда нужно обращаться?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Рассчитывать на установленные нормативно-правовыми актами меры поддержки в связи с распространением коронавирусной инфекции в основном могут только те организации и ИП, у которых на 1 марта 2020 года вид деятельности, код которого попадает в Перечень N 434, является основным. Наличие в ЕГРЮЛ и ЕГРИП кодов ОКВЭД, попавших в Перечень N 434, но указанных в качестве дополнительных видов деятельности, не дает организации права претендовать на антикризисные меры поддержки (за исключением тех, для получения которых вид деятельности роли не играет).
Практика оспаривания приведенных норм закона, в том числе с помощью суда, в настоящее время не сформировалась, возможно, она появится чуть позже. С предложениями о внесении поправок в рассмотренные нормативно-правовые акты, на наш взгляд, можно обратиться в Минфин России и ФНС России.

Обоснование вывода:
На основании поручений Президента РФ в связи с ситуацией, связанной с распространением коронавируса, в апреле 2020 года Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в законодательные и иные нормативные правовые акты РФ вносились изменения, предусматривающие различные антикризисные меры. В частности изданы:
- постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409);
- постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости" (далее - Правила, утвержденные Постановлением N 422);
- постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" (далее - Постановление N 428);
- постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее Правила, утвержденные Постановлением N 576).
Указанными нормативно-правовыми актами предусмотрены различные меры поддержки, основная их масса предназначена для организаций и ИП, которые ведут деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. На сегодняшний день основной перечень таких отраслей российской экономики утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень N 434). Кроме того, для целей получения отсрочки по определенным видам налоговых платежей отдельный перечень видов деятельности, пострадавших от коронавирусной инфекции, утвержден Постановление N 409 (см. Приложение).
При этом все перечисленные нормативно-правовые акты содержат условие о том, что в целях получения предусмотренных в них видов поддержки осуществление организациями и ИП деятельности по соответствующему виду экономической деятельности определяется по коду основного вида деятельности, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года (п. 1 Правил, утвержденных Постановлением N 576, п. 2 Постановления N 409, п. 4 Постановления N 428, п.п. 7.1-8 Правил, утвержденных Постановлением N 422).
Еще раз подчеркиваем, что формулировка "по основному виду экономической деятельности" - это дословная формулировка, используемая в текстах приведенных нормативно-правовых актов. Соответственно, рассчитывать на установленные данными нормативно-правовыми актами меры поддержки в связи с распространением коронавирусной инфекции могут только те организации и ИП, у которых на 1 марта 2020 года вид деятельности, код которого попадает в Перечень N 434, является основным. Используемые в текстах рассматриваемых постановлений Правительства формулировки не допускает какого-либо иного трактования этого условия. Поэтому наличие в ЕГРЮЛ и ЕГРИП кодов ОКВЭД, попавших в Перечень N 434, но указанных в качестве дополнительных видов деятельности, не дает организации права претендовать на антикризисные меры поддержки.
Практика оспаривания приведенных норм закона, в том числе с помощью суда, в настоящее время не сформировалась, возможно, она появится чуть позже. С предложениями о внесении поправок в рассмотренные нормативно-правовые акты, на наш взгляд, можно обратиться в Минфин России и ФНС России. Как показывает практика, представители этих структур учитывают обращения, поступающие от налогоплательщиков в своей работе. Так, например, руководителем ФНС России Д.В. Егоровым 13 мая 2020 года на совещании в Правительстве РФ о социально-экономической ситуации, говоря о программе по выплате субсидий субъектам МСП, пострадавшим от коронавируса, в частности было сказано следующее:
"При этом мы обрабатываем также обратную связь, у нас более тысячи различных заявлений налогоплательщиков. Также смотрим, что в наших информационных ресурсах происходит. Что здесь мы наблюдаем? У нас возникло три точки напряжения, по которым налогоплательщики задавали большое количество вопросов. Первая точка - это вопросы по ОКВЭД, видам экономической деятельности. И наибольшее количество запросов касалось ситуации, когда не был включён код ОКВЭД 47.19, то есть Торговля розничная прочая. Хочу поблагодарить коллег из Правительства: за ночь всё отработали, и уже сегодня с утра вышло новое постановление Правительства. Мы сейчас срочно дорабатываем систему, и налогоплательщики с этим кодом вида экономической деятельности также смогут принять участие в программе. Таким образом, более 74 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей добавилось к программе.
Второй вопрос, который возникал у налогоплательщиков, это ситуация, когда у нас критерий падения численности в апреле и в мае не более 10%. При этом, если мы возьмём компанию, например, со штатом 9 сотрудников, то, даже если один человек увольняется, в этом случае компания уже не может претендовать на помощь. Тоже спасибо за быструю реакцию: сегодня вышло постановление, согласно которому в расчёт добавляется и один человек, в любом случае такая компания или такой индивидуальный предприниматель будет иметь право на получение помощи".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

14 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.