Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес В деятельности организации (ООО) образуются только отходы офиса (бумага и т.п.). Объектов, оказывающих негативное воздействие, нет. Организация заключила договор с региональным оператором по вывозу мусора (ТБО), соответственно, она ежемесячно оплачивает услугу по вывозу мусора. Должна ли организация отчитываться в Росприроднадзор и сдавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год? Необходимо ли внести плату за негативное воздействие на окружающую среду?

В деятельности организации (ООО) образуются только отходы офиса (бумага и т.п.). Объектов, оказывающих негативное воздействие, нет. Организация заключила договор с региональным оператором по вывозу мусора (ТБО), соответственно, она ежемесячно оплачивает услугу по вывозу мусора. Должна ли организация отчитываться в Росприроднадзор и сдавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год? Необходимо ли внести плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку в рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют источники негативного воздействия на окружающую среду, а образуются только ТКО (при этом имеется соответствующий договор с региональным оператором, оператором по обращению с ТКО), то у организации не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и по представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 5 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), п. 2 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - декларация) представляется в Росприроднадзор и его территориальные органы лицами, обязанными вносить плату за НВОС, не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом.
Отсюда следует, что декларацию представляют лица, которые обязаны вносить плату за НВОС.
Пунктом 1 ст. 16.1 Закон N 7-ФЗ предусмотрено, что плату за НВОС (далее - плата) обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие:
- деятельность, оказывающую НВОС. За исключением лиц, которые осуществляют такую деятельность исключительно на объектах IV категории;
- размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов, ТКО), которые образовались при осуществлении их хозяйственной и (или) иной деятельности.
Офисные помещения, в которых отсутствуют источники выбросов и сбросов, не признаются объектами НВОС. Поскольку в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п.п. 1-4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п. 4 и п. 5 письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354)*(1).
Плательщиками же платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению (абзац 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены также ч.ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Закона N 89-ФЗ)*(2).
При этом собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с оператором ТКО, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, если организация размещает только ТКО (имеет соответствующий договор с региональным оператором, оператором по обращению с ТКО) и при этом не осуществляет деятельность на объекте (объектах) I-III категории, то у нее не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие и по представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

К сведению:
При этом организация не освобождена от иных обязанностей, предусмотренных Законом N 7-ФЗ и Законом N 89-ФЗ, для лиц, в деятельности которых образуются отходы (в т.ч. ТКО).

Оформление паспорта на отходы

Лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 14 Закона N 89-ФЗ).
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО). В коде отходов 11-й знак означает класс опасности: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I класс опасности; 2 - II класс опасности; 3 - III класс опасности; 4 - IV класс опасности; 5 - V класс опасности.
Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541.
Как установлено в п. 3 Порядка, класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается, в частности, на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных отходов (БДО).
Установление класса опасности вида отходов осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО (п. 5 Порядка).
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду необходимо составить паспорт отходов I-IV классов опасности (ч. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ).
Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов установлены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности".

Ведение учета отходов и составление отчетности по отходам

В обязанности лиц, в ходе деятельности которых образуются отходы, входит ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов в Порядке, утвержденном приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 (п. 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ).
По общему правилу учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов (пункт 4 Приказа N 721).
На основании данных учета составляется и сдается статистическая отчетность (п. 2 ст. 19 Закона N 89-ФЗ) - по Форме N 2-ТП (отходы), утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 19.08.2019 N 459 (вводится в действие с отчета за 2019 г.).
Как отмечено в Информации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 09.01.2019 "Изменения природоохранного законодательства" (вопрос N 13), отчет по форме 2-ТП "Отходы" сдают все организации вне зависимости от категории негативного воздействия.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

2 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 4 письма у объекта НВОС IV категории в соответствии с п. 6 Критериев должны выполняться следующие условия:
- наличие стационарных источников выбросов;
- наличие не более 10 тонн выбросов загрязняющих веществ в год;
- отсутствие выбросов радиоактивных веществ;
- отсутствие сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ, образовавшихся в результате использования вод не для бытовых нужд;
- отсутствие сбросов в окружающую среду (то есть сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность).
В случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п.п. 1-4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.02.2018 N РН-04-03-27/2839 "О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет" в соответствии со ст. 1 Закона стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды; передвижным источником загрязнения окружающей среды - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.
*(2) В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ ТКО - это:
- отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
- товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;
- отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Правила отнесения отходов к ТКО, или аналогичным ТКО какими-либо нормативно-правовыми актами не установлены. Есть разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, содержащие перечень ФККО, относящиеся к ТКО. Однако, по нашему мнению, такие письма имеют рекомендательный характер.
Так, перечень отходов, отнесенных к ТКО, содержится в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2017 N РН-10-02-32/12948 "О рассмотрении обращения".
Позднее в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 декабря 2017 г. N АА-10-04-36/26733 "О направлении информации" чиновники указали следующее:
"...к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО". Подтипом в рассматриваемой ситуации является 7 33 000 00 00 0, в котором указано, что отходы относятся к ТКО.
Смотрите также письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО" (в котором перечень ФККО шире, чем в указанных выше письмах РПН).
Отметим, что в случае спора с территориальным органом РПН именно он должен представить доказательства того, что образуемый в ходе деятельности организации мусор не относится к ТКО.
Например, в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 31.01.2020 N Ф08-12524/19 по делу N А32-5532/2019 суд отметил, что "административным органом в отзыве, представленном в суд первой инстанции, приведен перечень отходов, по которым произведено доначисление платы. Доказательства того, что отходы, по которым произведено доначисление, нельзя отнести к ТКО, в материалы дела не представлены".
Отметим, что в этом деле некоторые отходы, образуемые у ответчика, не выходили за рамки перечня ФККО, содержащегося в разъяснениях РПН, указанных выше.