Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация работает с 2016 года, имеет статус малого предприятия (выручка - менее 800 млн. руб.., численность - менее 100 человек). В 2019 году выручка будет более 800 млн. руб. С какого периода организация может потерять статус малого предприятия и будет вести бухгалтерский учет в полном объеме (формы, ПБУ)?

Организация работает с 2016 года, имеет статус малого предприятия (выручка - менее 800 млн. руб.., численность - менее 100 человек). В 2019 году выручка будет более 800 млн. руб. С какого периода организация может потерять статус малого предприятия и будет вести бухгалтерский учет в полном объеме (формы, ПБУ)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Доход предприятия пока однократно превысит установленный порог для малого предприятия, но остается в пределах, позволяющих по данному критерию относить хозяйственное общество к средним. Поэтому, на наш взгляд, в 2020 году хозяйственное общество является малым предприятием и вправе продолжать применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Обоснование позиции:
Часть 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) предусматривает возможность применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) для субъектов малого предпринимательства.
В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности.
Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения ПБУ и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме и по самостоятельно разработанным формам (смотрите Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, письмо ФНС России от 20.02.2017 N СД-4-3/3088@ "О составе бухгалтерской отчетности, представляемой в налоговые органы субъектами малого предпринимательства").
Как мы поняли, вопрос связан с необходимостью подготовиться к отказу от применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, если организация перестанет относиться к субъектам малого предпринимательства.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Часть 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ содержит условия, при выполнении которых хозяйственное общество может быть отнесено к СМП, в числе которых требование к величине полученного за предшествующий календарный год дохода, как критерию, позволяющему определить категорию СМП (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). В силу части 4 этой же статьи в общем случае категория СМП изменяется, если предельные значения выше или ниже установленных предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
При этом Закон N 209-ФЗ не устанавливает специальных правил, регламентирующих именно условия, при которых СМП утрачивает данный статус.
Такая неясность обуславливает два подхода в оценке этого события:
1) поскольку частью 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ определены правила изменения категории СМП, они неприменимы, когда речь идет об утрате данного статуса; применению в данном случае подлежит норма п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ (Вопрос: Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ и постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 о лимитах дохода предприятие относилось к категории среднего предприятия, и, например, по состоянию на 16.03.2018 предприятие находилось в реестре малого и среднего предпринимательства, дата включения в реестр - 01.08.2016, и пользовалось различными льготами, предусмотренными для соответствующей категории. По состоянию на 01.10.2018 предприятие исключено из реестра. Правомерно ли предприятие исключено из реестра? Имеет ли право организация относиться к категории среднего предпринимательства? Каким образом организации восстановиться в реестре? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2018 г.), смотрите также постановление Десятого ААС от 06.11.2019 N 10АП-19265/19, в котором упоминается письмо ФНС России от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@).
Ею, напомним, установлено, что содержащиеся в едином реестре СМП сведения исключаются из него, если юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
2) лишиться статуса СМП хозяйственное общество может лишь в случае, если значения по численности работников и (или) доходам будут превышать предельные значения в течение трех календарных лет, следующих один за другим по правилу, установленному именно в части 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (Вопрос: Единственным учредителем ООО является физическое лицо. Организация применяет общую систему налогообложения и осуществляет деятельность по оптовой торговле. Доходы организации за 2017 год составили 743 млн. руб. без учета НДС, численность работников 88 человек. По итогам 2015 года выручка не превышала 400 млн. руб. (без НДС), за 2016 - составила 402 млн. руб. (без НДС). Каковы критерии отнесения ООО к малым предприятиям? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)). Схожее мнение прозвучало в постановлении Пятнадцатого ААС от 10.10.2019 N 15АП-15870/19: утрата в определенном периоде критериев отнесения к СМП не влечет утрату соответствующего статуса с момента изменения соответствующего показателя. На то, что потеря статуса СМП не должна быть одномоментной, указано и в письме Министерства экономического развития РФ от 22.01.2015 N Д05и-74.
Как мы поняли, доход предприятия превысит установленный его порог для малого предприятия, но останется в пределах, позволяющих по данному критерию относить хозяйственное общество к средним (п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265). Но тем самым можно говорить о возможной смене категории СМП при сохранении данной тенденции в течение трех календарных лет, следующих один за другим, а не о несоответствии установленным критериям.
Об этом же сказано в п. 1 письма Министерства экономического развития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913, цитируем: "... в 2016 г. компания является субъектом МСП при условии, что в предшествующем календарном году (2015 год) выручка компании не превышала предельное значение выручки, установленное статьей 4 Закона N 209-ФЗ (при этом компания должна соответствовать требованиям по структуре уставного (складочного) капитала и средней численности работников. В случае, если бы значения средней численности работников и (или) выручки компании за 2015 год не соответствовали установленным предельным значениям, необходимо обратить внимание на значения средней численности работников и (или) выручки указанного хозяйствующего субъекта за 2014 или 2013 год. С учетом положений части 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ в отношении периодичности изменения категории субъекта МСП при соответствии предприятия предельным значениям, установленным для субъектов МСП, по итогам 2013 или 2014 года такое предприятие относилось бы к субъектам МСП, несмотря на превышение таких значений по итогам 2015 года".
Такие же разъяснения содержатся в письме Министерства экономического развития РФ от 10.09.2015 N Д05и-1163 (но с оговоркой, что в связи с отсутствием у Минэкономразвития России полномочий по осуществлению официального толкования нормативных правовых актов данное разъяснение не является обязательным для правоприменителя).
Поэтому, на наш взгляд, в 2020 году хозяйственное общество является малым предприятием в понимании Закона N 209-ФЗ и вправе продолжать применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства;
- Энциклопедия решений. Организация ведения бухгалтерского учета;
- письмо ФНС России от 25.08.2017 N ГД-4-14/16894@;
- Вопрос: В 2016 году в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства были внесены сведения об организации как о среднем предприятии на основании данных о среднесписочной численности работников и о доходах за 2015 год. Однако в 2013 и 2014 годах организация признавалась малым предприятием, предельные значения, установленные для малых предприятий, были превышены только по итогам 2015 года. Сохранился ли в настоящее время порядок, при котором категория малого предпринимательства изменяется только в том случае, если значения выручки и численности работников будут выше предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

28 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.